Хугаева Л.Р. Группы Власти и Группы Контроля // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 63-70
3. Полная актуализация своей индивидуальности в Союзах Контроля
Совершенно другую картину показывают исследования Джерри Пораса и Джима Коллинза о ведущих мировых компаниях. В противоположность вертикальным отношениям в союзах власти, где люди теряют себя в отношениях насилия и подчинения, соединения разумных людей горизонтальны и полны осознания своей ответственности, потребности в контроле и жесткой самодисциплины.
Так же как Фромм и Маслоу, эти исследователи указывают на тот факт, что союзы людей через конструктивно-живые силы психики не только не растворяют личность в толпе, превращая ее в лишенный воли автомат, но напротив, актуализируют весь волевой и интеллектуальный потенциал личности. Эта диалектическая связь между относительной автономией и способностью к любви и сотрудничеству здоровых людей имеет своей основой уникальные энергетические свойства Контрольного тока Психики, единственной энергии во Вселенной, которая способна существовать в состоянии постоянного баланса и не нуждается в противоположных полюсах дисбаланса для своего течения, что превращает все прочие токи в цикличные, в движущиеся по кругу между короткими балансами и новыми витками неравновесия. И только Контрольный ток нашей психики имеет линейное движение, движение которое все мы знаем как историю духовного развития человечества во времени, как накопление знаний и рост ментальный силы человека.
"Тот факт, что самоактуализирующиеся люди даже в любви способны оставаться отстраненными, сохраняют свою индивидуальность и личностную самостоятельность, может показаться парадоксальным, так как индивидуализм и отстраненность, на первый взгляд, абсолютно несовместимы с той особого рода любовным отождествлением, которое мы обнаружили у самоактуализирующихся индивидуумов. Но это – лишь кажущийся парадокс. Я уже говорил о том, что отстраненность здорового человека может гармонично сочетаться с его абсолютным, полным отождествлением с предметом своей любви. Удивительно, но о самоактуализирующихся людях можно сказать, что они одновременно и самые большие индивидуалисты, и самые последовательные альтруисты, существа, крайне социальные и до восхищения способные любить. В рамках нашей культуры индивидуализм принято противопоставлять альтруизму, эти два свойства принято рассматривать в качестве крайних пределов единого континуума, но мы уже говорили о том, что Подобная точка зрения ошибочна и требует тщательной корректировки. В характере самоактуализирующегося человека эти качества мирно сосуществуют, на их примере мы в который уже раз видим разрешение неразрешимой дихотомии" Маслоу Мотивация и личность
Если учесть, что интеллект и воля – другие самые характерные черты здоровых людей, которых Маслоу называет самоактуалами, то становится очевидным, что Маслоу говорит о людях, сумевших избавится от деструктивно-неживой силы психики и тем неизмеримо усилить и оздоровить здоровую, сознательно-волевую часть психики.
Тот же самый "парадокс" диалектического единства между сильной автономией индивидов и их способностью к наилучшей работе в команде, к открытому и искреннему сотрудничеству и взаимной поддержке мы находим и у Джима Коллинза в "От хорошего к великому":
" На самом деле, один из основных факторов, позволяющий компаниям перейти от хорошего к великому, выглядит несколько парадоксально. Вам нужны руководители, которые будут обсуждать и спорить, иногда ожесточенно спорить, в поисках наилучших решений, а с другой стороны, претворяя решения, выступят единой командой, невзирая на расхождение мнений и собственные интересы. Одна из статей о Philip Morris так характеризовала эпоху Калмана. «Эти парни никогда друг с другом не соглашались, они спорили по каждому поводу, они готовы были убить друг друга, они вовлекали в спор всех, кого могли, и чье мнение ценили. Но когда приходило время принимать решение, оно всегда было наготове. Это и был Phillip Morris».55 «Неважно, сколько они там спорили, - говорит один из руководителей Philip Morris, - они всегда искали наилучший выход. И в итоге каждый поддерживал принятое решение. Все споры были только защитой интересов компании, а не проявлением чьих-то личных амбиций…В отличие от великих компаний, уделявших огромное внимание созданию сильной команды менеджеров, несостоявшиеся великие поразительно часто использовали модель «гений с 1000 помощников». Согласно этой модели, компания - не что иное, как поле для приложения талантов одной экстраординарной личности. В этом случае талант, тянущий на буксире всю компанию - основной фактор ее успеха, ее главный актив, и все держится только на нем до тех пор, пока он остается в компании"
И также как Фромм и Маслоу Коллинз противопоставляет горизонтальные отношения союзов Контроля с вертикальными отношениями союзов Власти, которые он рисует как модель "гений с 1000 помощниками", то есть как Самолюбие вождя и Влюбленности подчиненных. Все вышесказанное в полной мере иллюстрирует закономерность в психологии масс, на которую до теории психической энергии еще никто не указывал. Психология масс может такой же разной, какой может быть психика здорового индивида и страдающая от разросшейся деструктивно-неживой силы психика. Как первая кардинально отличается от второй, так и массы, где преобладают здоровые люди будут кардинально отличаться от масс, где преобладают люди с активными притяжениями ДТПЭ (Самолюбие и Влюбленность).
Управление психологией масс – есть контроль психики индивидов. Если мы научимся останавливать ДТПЭ отдельным людям, мы тем самым предотвратим возможность появления таким античеловеческих массовых монстров, как гитлеровская армия например. Никогда люди со здоровой психикой не стали бы жертвами гитлеровской пропаганды. Для того чтобы его пропаганда создала буйного монстра, жаждущего крови и славы под его предводительством, каждый отдельный индивид должен был быть болен ДТПЭ, то есть иметь притяжения Влюбленности, которые стали дополнительной частью его Самолюбия.
Поэтому главное, что должно сделать человечество – это усовершенствовать систему образования, предоставить детям информацию о механизмах психики, о необходимости контроля за силами, которые ее составляют. Сделать доступной информацию о закономерностях взаимодействия конструктивных и деструктивных сил психики, которые сегодня рассеяны в трудах классики и обретают системность и теоретическую завершенность в рамках теории Психической энергии.
"Считается обычным для систем образования подавать информацию в свете, выгодном для собственного государства, в поддержку своей религии, в пользу мужского доминирования и в поддержку прав богатых. Система образования все еще так устроена, чтобы продвигать интересы власть имущих и конечно везде она пропагандирует национализм. Результатом такого положения вещей стал тот факт, что образование превратилось в инструмент борьбы между религиями, классами и нациями. Ученик рассматривается ни для себя самого, ни как человек со своими потребностями, а как рекрут: образовательная машина не думает о его благополучие, но только о конечных политических интересах. Нет причин надеяться, что государство когда-либо поставит интересы детей выше своих собственных. Таким образом нам остается спросить возможно ли такое государство, интересы которого по части образования приблизительно совпадали бы с интересами детей? Очевидно, что первейшее требование для единения целей государства и людей есть элиминация крупномасштабных войн. В этом случае больше не потребовалось бы засорять головы детей пропагандой военного милитаризма" ("Education and social order" B.Russell)
Из этой цитаты из знаменитой работы Бертрана Рассела "Образование и социальный порядок" наглядно видно, что на сегодня образование преследует ровно противоположные цели: активацию деструктивных сил через пропаганду для разрешения амбициозных политических целей. Наша задача способствовать тому, чтобы образование из машины стимулирующей психологию больных масс превратилось в систему, порождающую психологию здоровых масс.
Список литературы:
1. Власть и контроль или импотенция современной психологии, Л. Хугаева, Владикавказ: СОИГСИ, 2011
2. B.Russell Education and the social order First published in the Routledge Classics in 2010 by Routledge, London and New York
3. Эрих Фромм Человек для себя Мн: Коллегиум, 1992
4. Эрих Фромм Искусство любить М: АСТ, 2010
5. Абрахам Маслоу Мотивация и личность Спб Питер 2003
6. Зигмунд Фрейд Психоаналитические этюды Мн: Попурри 1997
7. Карен Хорни Невроз и личностный рост Спб ВЕИП, 1997
8. Stanley Milgram Obedience to authority: an experimental view NY: Harper Perennial Classic, 1983
9. Адольф Гитлер Моя борьба Изд."Т-ОКО" 1992
10. "Built to last" by Jerry I. Porras and James C. Collins HarperBusiness 1994
11. "Good to Grate" by James C. Collins HarperBusiness 2001
Аспирант Северо-Осетинского Государственного педагогического института
Л.Р. Хугаева
khugaeva-lr@mail.ru