Хугаева Л.Р. Группы Власти и Группы Контроля // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 63-70
2. Потеря себя в Союзах Власти (садомазохистских союзах)
Прежде чем мы осветим проблему психологии масс с точки зрения теории Психической энергии, приведем цитату из знаменитых работ Ле Бона и Фрейда, положивших начало исследованиям особенностей массовой психики.
"Уясним себе еще раз положение вещей; если бы психология, наблюдающая склонности и исходящие из первичных позывов импульсы, мотивы и намерения отдельного человека вплоть до его поступков и отношений к наиболее близким ему людям, полностью свою задачу разрешила и все эти взаимосвязи выяснила, то она внезапно оказалась бы перед новой неразрешенной задачей. Психологии пришлось бы объяснить тот поразительный факт, что этот ставший ей понятным индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, и условием этим является его включение в человеческую толпу, приобретшую свойство "психологической массы". Но что же такое "масса", чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которому она человека вынуждает?
Я предоставляю слово самому Ле Бону. Он говорит: "В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть провизорное существо, которое состоит из гетерогенных элементов, на мгновение соединившихся, точно так же, как клетки организма своим соединением создают новое существо с качествами совсем иными, чем качества от дельных клеток" Фрейд "Психология масс и анализ человеческого Я"
Эта цитата со всей наглядностью поясняет, что в теориях Ле Бона и Фрейда психология массы представляется качественно новым соединением, не сводимым к сумме составляющих ее психик отдельных индивидов. С точки зрения теории Психической энергии это только часть правды, причем та часть, которая оставляет невскрытой фундаментальные механизмы, как массовой психики, так и ее взаимосвязи с психикой индивидов.
Дело в том, что соединения людей в массы происходят двумя принципиально различными способами – через конструктивно-живую часть психики (через КТ) и через деструктивно-неживую часть психики (через ДТПЭ). И в каждом из этих случаев мы имеем совершенно различное качество психологии толпы, которую образуют такие соединения.
Соединения людей через конструктивно-живую часть психики ничего не меняют в психике индивида, делая его просто сильнее и счастливее, не лишают его не самостоятельности, не способности к объективному мышлению. То, что верно для масштабных групп людей, верно также и для малых групп парных соединений.
«В противоположность симбиотической связи зрелая любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Любовь – действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность. Парадокс любви в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами» Фромм Искусство любить
Под симбиотической связью Фромм разумеет объединение людей через деструктивно-неживую часть психики. Это виды садомазохистских союзов, которые значительно лучше известны в современном больном ДТПЭ обществе, нежели союзы здоровой любви. Садомазохистские союзы – это вертикальные союзы основанные на противоположных притяжениях Детерминированного тока психики – Самолюбия и Влюбленности. Подобно тому, как все прочие природные энергии существуют как течение между различными полюсами, так и деструктивно-неживая сила психики течет между Самолюбием и Влюбленностью, которую нездоровые люди ощущают как потребность в насилие или потребность в подчинении. Поэтому, при соединении людей через ДТПЭ они теряют свою индивидуальность и превращаются в новый ток, который возникает между ними. Этот факт зафиксировал Милграм в своих экспериментах, указав, что люди, которые не думая, подчинялись любым приказам перемещали всю ответственность на командовавших авторитетов, забывая о себе и напротив, те кто отказался подчиняться, помнили о своей ответственности. Чувство ответственности за свои поступки и есть та грань, которая показывает наличие самостоятельности в человеке, его обособленность от других, автономное существование его индивидуальной энергетики. И именно это чувство теряется слияниях психик людей через ДТПЭ. Вместо ответственности появляется только страх и способность к подчинению или жажда власти и удовольствие насилия.
"Общая тенденция в корректировке мыслей у послушных испытуемых стремление уйти от ответственности за свои поступки. Они освобождают себя от ответственности, передавая всю ответственность экспериментатору, законной власти. Они видят себя ни как людей, которые действуют в рамках морали, но как агентов внешнего авторитета" Милграм Подчинение авторитету
Фрейд описал этот феномен как гипнотическое состояние, схожее равно в сеансах гипноза и в состояниях влюбленности.
"От влюбленности явно недалеко до гипноза. Соответствие обоих очевидно. То же смиренное подчинение, уступчивость, отсутствие критики как по отношению к гипнотизеру, так и по отношению к любимому объекту Та же поглощенность собственной инициативы, нет со мнений, что гипнотизер занял место "Идеала Я". Фрейд
Из приведенных Фрейдом цитат Ле Бона потеря человеком своей индивидуальности и превращение его в новый ток между Самолюбием вождя толпы (или партнера) и Влюбленностью своего ДПЭ становится вполне очевидной:
"Первая из этих причин состоит в том, что в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, так как при анонимности, и тем самым, и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода, к изучению каковых мы тут же приступим. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и при том в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общества. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы. Третья и притом важнейшая причина обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием. Для понимания этого явления уместно восстановить в памяти новые открытия физиологии. Мы теперь знаем, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам И вот самые тщательные наблюдения показали, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к "зачарованности", овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера . Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в на правлении, указанном гипнотизером. …Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы, исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заряжения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом" цитирую по Фрейду Психология масс и анализ человеческого Я
Это описание психологии масс как нельзя лучше подходит для иллюстрации слияния людей через деструктивно-неживую силу психики, которая как мы указывали не связанна с интеллектом, то есть с сознанием, и управляется автоматизированными механизмами детерминированного тока. Потеря сознания, индивидуальности, контроля и воли и превращение в бессознательный автомат, зомбированный неживым током – таковы и в самом деле основные характеристики слияния людей через ДТПЭ.
Садомазохистские соединения людей мы обозначили как Союзы Власти, так как их спецификой всегда выступают отношения насилия между жаждой власти Самолюбия лидеров и страхом и стремлением к бездумному подчинению у Влюбленностей толпы.
Лучше всего этот характер бездумности и отношений насилия и подчинения между вождем и подчиненными выразил Гитлер:
"Психика широких масс совершенно невосприимчива к слабому и половинчатому. Душевное восприятие женщины менее доступно аргументам абстрактного разума, чем не поддающимся определению инстинктивным стремлениям к дополняющей ее силе. Женщина гораздо охотнее покорится сильному, чем сама станет покорять себе слабого. Да и масса больше любит властелина, чем того, кто у нее чего-либо просит. Масса чувствует себя более удовлетворенной таким учением, которое не терпит рядом с собой никакого другого, нежели допущением различных либеральных вольностей. Большею частью масса не знает, что ей делать с либеральными свободами, и даже чувствует себя при этом покинутой. На бесстыдство ее духовного терроризирования со стороны социал-демократии масса реагирует так же мало, как и на возмутительное злоупотребление ее человеческим правом и свободой. Она не имеет ни малейшего представления о внутреннем безумии всего учения, она видит только беспощадную силу и скотски грубое выражение этой силы, перед которой она в конце концов пасует" Гитлер Моя борьба
Гитлер, как и все кто понимает существо соединений людей через деструктивно-неживую часть психики делает акцент на эмоциональном воздействие на толпу, на силовом давлении и прямо указывает на бесполезность попыток обращаться к разуму толпы. То же самое говорит Роберт Грин в "48 законах власти", и Бертран Рассел, когда указывает на то, что пропаганда национализма, религиозных лозунгов и классового неравенства всегда основаны на апелляции к сантиментам и эмоциям и крайне редко к разуму ("Education and social order" B.Russell)