Хугаева Л.Р. Группы Власти и Группы Контроля // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 63-70
1. Психика индивида в теории Психической энергии
Как когда-то очень проницательно обозначила в своих трудах Карен Хорни – человеческая психика является ареной борьбы двух антагонистических сил, конструктивной и деструктивной, здоровой и нездоровой, позитивной и негативной. Карен обозначила этот конфликт, как "центральный внутренний конфликт" (Невроз и личностный рост, Хорни).
Теория психической энергии рассматривает эти силы как различные токи психической энергии. Это значит, что для того чтобы понимать все психические процессы и уметь на них влиять, мы должны научиться управлять силой каждого из этих токов, с тем, чтобы обессилить деструктивный, и напротив, сделать максимально здоровым и сильным конструктивный ток нашей психики.
В рамках данной статьи не представляется возможным детально или даже сколько-нибудь широко раскрыть суть теории психической энергии (см. Власть и контроль или импотенция современной психологии, 2011, Хугаева), поэтому мы ограничимся пояснением только самых фундаментальных механизмов. Конструктивная сила нашей психики имеет своим источником интеллект, нашу способность к объективному постижению мира, к научному познанию, к профессионализму, к художественному и умственному творчеству. В связи с возможностями нашего интеллекта влиять на окружающий мир, вскрывать законы природы и получать силу к энергиям природы (электрической, механической, атомной, биологической, химической и тп) мы обозначили позитивный ток, как Контрольный Ток Психической энергии. Поскольку научным интеллектом обладает только человек, то можно сокращать название как Контрольный Ток, так как он не может принадлежать никакой другой природной энергии, кроме психической. Деструктивная сила нашей психики имеет своим источником ложную, неинтеллектуальную, физическую информацию, которую мы обозначили как Эгосистему. У Фрейда Эгосистема отражена довольно правдоподобно в системе Эго и Супер-Эго, которые на самом деле являются не реальным Я и совестью, как он утверждал, а ложной информацией о реальном Я и внешнем мире. Таким образом, деструктивная сила нашей психики проявляется как всем известный феномен эгоцентризма, хотя не всем известно, что эгоцентризм есть состояние нездоровой психики. И тем не менее, это так. Эгоцентризм – это не то, что во благо себе и против других, это то, что вредит прежде всего себе и только потом окружающим. Следует четко разделять любовь к себе и эгоцентризм – это прямо противоположные вещи. Любить себя, значит любить и окружающих, это правильно и полезно для всех. А вот эгоцентризм – это вред и себе и окружающим.
"Себялюбивый человек интересуется только собой, желает всего только для себя, чувствует удовольствие не в том, чтоб отдавать, а только в том, чтоб брать. Внешний мир воспринимается только с точки зрения того, что от него можно получить; у себялюбца нет интереса к нуждам других людей и уважения к их достоинству и целостности. Он может видеть лишь себя; он оценивает все и вся с точки зрения полезности ему; он вообще неспособен любить. Не доказывает ли это, что интерес к другим и интерес к себе составляют неизбежную альтернативу? Это было бы так, если бы себялюбие и любовь к себе были тождественны. Но такое допущение и является тем самым заблуждением, которое привело к стольким ошибочным выводам относительно нашей проблемы. Себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбец любит себя не слишком сильно, а слишком слабо; а в действительности, он ненавидит себя. Это отсутствие любви к себе и заботы о себе, которое составляет лишь одно из проявлений отсутствия плодотворности, делает его опустошенным и фрустрированным. Он по необходимости несчастен и тревожно сосредоточен на том, чтоб урвать от жизни те удовольствия, которые он сам же себе мешает получить. Кажется, что он слишком заботится о себе, но в действительности он лишь делает безуспешные попытки скрыть и компенсировать отсутствие заботы о своем реальном "я". Фрейд признает, что себялюбивый человек -- нарциссист, раз он отказывает в любви другим людям и обращает ее на самого себя. Верно, что себялюбивые люди неспособны любить других, но они неспособны любить и самих себя" Фромм Человек для себя
Сделав эти предварительные замечания, мы можем теперь примерно представлять себе существо двух антагонистичных сил в психике:
- конструктивной силы, основной на интеллекте, любви к себе и к людям, на положительных эмоциях любознательности, интереса, участия, сочувствия, доверия, справедливости и искренности
- деструктивной силы, основанной на эгоцентризме, неосознанной ненависти к себе и к другим, на негативных эмоциях зависти, ревности, самолюбия, влюбленности (не путать с любовью), страха и удовольствия насилия
Первую мы обозначили как Контрольный Ток Психической Энергии (КТ), вторую как Детерминированный Ток Психической Энергии (ДТПЭ), так как последний не имеет доступа к контролю сил природы и себя, но при этом детерминирован законами природы. Последнее общетеоретическое замечание, которое необходимо сделать касается отношения обоих токов к нашему живому Я. "Живой" энергии природы, которым как известно со времен Роберта Майерса присущ закон сохранения силы – вид самосохранения, который он принимает у живых энергий. Биологический мир мы называем живым потому что его энергий управляет закон самосохранения. Также обстоит дело и с психической энергией – мы стремимся к самосохранению своего Я, к познанию природы и к контролю ее сил, к любви и к безопасности, мы страдаем от слабости и взаимной вражды, сводящей наши силы на нет. Но совершенно иначе дело обстоит с деструктивной силой нашей психики – с ДТПЭ. Эгоцентрик – не живет законом самосохранения. Энергетически его жизнь представляет собой течение неживого природного тока через живое Я, то есть фактически зомбированное существование, где живую психическую силу души убивает детерминированный природный ток. Люди сражаются за власть друг над другом, лелеют свое тщеславие, завидуют и плетут интриги, не понимая, что психически они уже мертвы, что живые люди живут совершенно другими интересами: творчество, профессионализм, сотрудничество, взаимопомощь, соединение с силами природы.
"Факторы, предрасполагающие к ощущению нереальности происходящего, – это обычно жестокий удар по гордости и одновременная резкая вспышка презрения к себе, выходящие за пределы выносимого для данного человека. И наоборот, когда, с помощью терапии или без нее, эти острые состояния проходят, отчуждение от себя существенно не изменяется. Оно лишь снова входит в такие пределы, при которых человек может функционировать без явной дезориентации. С другой стороны, опытный наблюдатель будет способен уловить определенные общие симптомы, указывающие на существующее самоотчуждение, такие как пустота, мертвенность в глазах, аура безличности, автоматичность поведения. Камю, Маркам и Сартр блестяще описали эти симптомы. Аналитик не перестает удивляться, до чего же сравнительно неплохо может функционировать человек, не участвуя в этом сердцевиной своего я" Хорни Невроз и личностный рост
Тот же самый феномен отмечает и Милграм в своей работе "Подчинение авторитету". Овладение людьми неживыми силами, зомбирование психики "контр-антропоморфными" силами, как он это называет. В ходе экспериментов о послушании облеченным властью людям, он был поражен фактом, что люди воспринимают таких социальных авторитетов как сверхчеловеческих существ и готовы выполнять любые приказы, какими бы аморальными с человеческой точки зрения они им не казались – прямое следствие отражения мира через Эгоситему ДТПЭ. Милграм "Подчинение авторитету"