Калинина К.В. Толпа в свете эволюционной теории // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 3-17
Пороговая ментальность возникла из социо-чувственного воспитания, обычного у примитивных народов и отвергнутого в современном мире. Младенцы находились в непрерывном телесном контакте с матерями или подругами матерей – их держали на коленях, на бедре, под рукой, на спине или на плечах. Даже во время активной деятельности по приготовлению пищи или переносу тяжестей, малышей не опускали на землю. Дети имели приоритетное значение. Младенцы реагировали на этот покров постоянно присутствующей, чуткой тактильной стимуляции своими собственными тактильными ответами. Очень быстро они усваивали сложную тактильную речь для сообщения о своих желаниях, потребностях, настроениях. Для привлечения внимания они не хныкали и не плакали, они прикасались. Все человеческие младенцы обладают пороговым сознанием, а вот постоянный эмпатический тактильный контакт, требующийся для развития сложного типа довербальной коммуникации, встречается редко – только среди примитивных племён. Поскольку малышей не откладывали в сторону во время работы, они всегда находились в соприкосновении с жизнью вокруг них – их крошечные ручки вечно тянулись к используемым предметам и материалам или рукам и мускулам работавших. Так они получали кинестетическое (чувственно-мышечное) знание об окружающем мире, позволявшее им в сочетании с быстро развивавшейся тактильной речью безопасно обращаться с различными предметами и материалами. Когда малыш исследовал мир вокруг себя, его антенна оставалась настроенной на волнения, настроения и мускулатуру взрослых, сохраняя пространственную эмоциональную связь. Поскольку взрослые и старшие дети всегда были источником удовольствий, а не препятствием, малыши не стремились вырваться из-под наблюдения. Даже намёк на беспокойство со стороны взрослых (например, мускульное напряжение) был достаточен, чтобы остановить малыша и заставить его искать причину дискомфорта. Когда дети осваивали вербальную речь, их слова сопровождали уже сформировавшийся язык тела. Тактильная речь и дальше преобладала над разговорной в повседневной жизни. Она лучше передавала эмоции, была более быстрой и прямой. И что важнее всего, она быстрее и глубже проникала в сердца и умы других людей. Тактильный разговор был эмоциональным разговором. Он интегрировал спонтанные эмоции индивидуумов. Дети настолько искусно им владели, что иногда могли синхронизировать свои действия без всяких слов. При таком взаимопонимании малышам было безопасно участвовать в бурных играх старших ребят. Не существовало никаких игр по правилах, требовавших особых навыков. Игры были спонтанными, импровизированными и исследовательскими. Малыши никогда не мешали своим присутствием и участием. Напротив, их наивный энтузиазм служил источником удовольствия для старших. С малышами всегда обращались с интуитивной заботливостью и радостным вниманием. Если случались какие-то проблемы, они быстро устранялись в атмосфере коллективного сочувствия. Негативные чувства отступали прежде, чем они могли набрать силу. В подростковом возрасте взаимосвязь укреплялась. Быстрый поток синхронного взаимодействия и заботливого участия всё теснее объединял молодых людей, когда они рассеивались по лесу в поисках пропитания. И каждый вдохновлял остальных воодушевленным, индивидуальным вкладом в гармоничное единство.
В ходе обыденной жизни различные изолированные группы даже в отсутствие общего языка находили ясную, хотя и не поддающуюся определению, общность чувств, связывавшую их через любые культурные преграды. Такое взаимодействие требовало спонтанной, инстинктивной дружбы, выходящей далеко за рамки обычных разговоров, - всё происходило так, будто другой человек сразу вызывал искреннюю симпатию. Возникавший обмен эмоциями делал возможным продолжительное, адаптивное, основанное на опыте общение, гораздо более глубокое, нежели простой разговор. Аффективная координация, или взаимосвязь на уровне эмоций, играла ведущую роль в жизни примитивных народов. Без такого невербального межкультурного моста невозможно было бы постичь пороговую ментальность, столь уязвимую к злости, обману, алчности и агрессивности. Изолированные народы развили свой собственный утонченный тип познания, настолько отличный от современного надпорогового, что его сложно осознать. Пороговая ментальность не должна рассматриваться как неразвитая и недалёкая хотя бы потому, что она настолько чувственно-понимающая и чутко-отзывчивая. Она действовала легче, гармоничнее и конструктивнее, чем надпороговая ментальность современного человека. Кроме того, она способствовала удивительно интересной и насыщенной жизни. «Развитие внутреннего мира, эволюция сознания - вот абсолютная ценность, развивающаяся в известном нам мире только в человеке и не способная развиться вне него». (П.Д.Успенский) Пока трудно судить о том, представляет ли надпороговая ментальность, доминирующая в современном мире, позитивный или негативный сдвиг в эволюции сознания. С большой определенностью можно утверждать, что прямая зависимость надпорогового сознания и грубого эго значительно снижает шансы человека достичь следующего уровня в эволюционном развитии. Эта проблема имеет фундаментальное значение для всего человечества и его будущего.
«Быть может, потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой». (“Возвращение” Эрих Мария Ремарк)
Величайшая ирония заключается в том факте, что человечество загнало себя в отчаянно противоречивую ситуацию. Никогда раньше не появлялось столько людей, способных понять необходимость эволюции за пределы социального грубого эго. И в то же время, никогда еще привязанность к эго не была в человеке столь сильна – ведь два последних поколения стали продуктом эпохи индивидуализма. Человечество нуждается в новом моральном контексте, в освобождении от желаний, требований, забот социального эго. Для построения устойчивого, полного сочувствия и взаимопомощи будущего человечество должно преодолеть гипноз потребительской культуры, в который людей ежедневно вводит телевидение и другие средства массовой информации. Изначально запрограммированные на коммерческий успех средства массовой информации в свою очередь программируют образ мыслей всей цивилизации на эволюционный застой и экологическую катастрофу. «Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной». (Клод-Адриан Гельвеций) Статистика свидетельствует, что телевидение играет доминирующую роль в формировании сознания и восприятия в современном обществе. Подавляющее большинство людей получает основную часть информации именно из этого единственного источника. Телевидение создаёт систему общественных взглядов и ценностей. Всё, что не появляется на телевидении, не существует в массовом сознании. «Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей». (Мишель Монтень) Все мировые духовные традиции, как впрочем, и психотерапия, считают первым шагом к пробуждению развитие способности видеть всё как оно есть. Другими словами, человек должен, прежде всего, научиться быть объективным свидетелем, или беспристрастным наблюдателем, говорящим себе правду о существующей ситуации. Честность и непредвзятость служат основополагающими качествами как для индивидуального, так и для коллективного пробуждения. Рассуждая с точки зрения идей эволюции, современный человек верит в счастливый конец даже в сложившейся ситуации многоуровневого глобального кризиса. Однако вера в то, что эволюция означает только движение вверх, к лучшему и более совершенному, является главным и очень опасным заблуждением. Теория эволюции утверждает постоянное изменение как основу жизни. Все известные формы жизни представляют собой результат либо эволюции, либо вырождения. Проблема в том, что сегодня не существует критериев для проведения разграничительной линии между этими двумя процессами. В каком направлении движется человек толпы: вверх или вниз? Подлинная эволюция не имеет ничего общего со сменой антропологических типов, изменениями общественных форм, обычаев или законов, с усовершенствованием средств порабощения и ведения войны. Подлинная эволюция представляет собой создание и развитие новых форм мышления и чувствования – движение от эгоцентрического к космоцентрическому, интегральному сознанию. Мир, наполненный магией духовности, становится гармоничной структурой, где всё взаимодействует со всем и совместно создает взаимосвязанное целое.
К.В. Калинина
kalininakat29@rambler.ru