Калинина К.В. Толпа в свете эволюционной теории // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 3-17
В своем бестселлере “Поток: Психология Оптимального Переживания” (1990г.) Михай Чиксентмихайи ввёл и исследовал концепцию “потока” как опыта оптимальной вовлеченности человека в процесс и его самореализации. Человек входит в состояние потока, когда он полностью поглощен какой-либо деятельностью, теряя при этом ощущение времени и испытывая огромное удовлетворение. Поток, будь то в искусстве, спорте, увлекательной работе или духовной практике, представляет собой глубокую и присущую только человеку движущую силу, заставляющую человека стремиться к выходу за рамки любых ограничений. Что делает человека действительно счастливым? Счастье – это не просто поток, или эмоциональное состояние, или удовольствие. Счастье включает в себя постоянный вызов, бросаемый человеку, как части чего-то гораздо большего, чем его собственные узкие интересы – вызов, вынуждающий человека превосходить самого себя. Выживание, до определенной степени, зависит от способности организма или вида находить удовольствие в действиях, необходимых для выживания. Испытывая удовольствие от деятельности, не имеющей значения для выживания, но заставляющей его максимально напрягать свои способности, человек получает больше шансов для трансформации и эволюции. Если брошенный вызов и умения человека сбалансированы, человек забывает о своей личности, отделенной от окружающего мира, - он ощущает себя частью чего-то большего, частью потока жизни, и двигается спонтанно, без усилий, в соответствии с логикой происходящего. Здесь опять имеют место два процесса, которые должны происходить совместно для дальнейшей эволюции, - дифференциация и интеграция. С одной стороны, человек ныряет в самые глубины своего естества. С другой стороны, он свободно открывается окружающему миру, становясь его действенной неотъемлемой частью, а не просто песчинкой, несомой ветром.
Человек склонен рассматривать свой жизненный опыт как конечную реальность. Но он должен обладать некоторой способностью дистанцироваться от своих нужд и потребностей. Если человек будет бездумно удовлетворять чувство голода, сексуальное желание, требования других людей и т.п. всякий раз, когда они заявляют на него свои права, то его жизнь окажется невероятно ограниченной. Живя таким образом, человек никогда не сможет вырваться за рамки своей генетической программы и социально-культурологических условностей. Признавая существование таких инструкций, человек в то же время должен размышлять над последствиями их исполнения для системы в целом, включая воздух, воду, растения, животных и пр. Если перевести концепцию кармы на современный язык, то можно сказать, что все совершаемые человеком поступки воздействуют на весь мир. Каждый человек является частью системы, и любое его действие имеет результат в настоящем и будущем. Каждый человек несет ответственность за свой выбор: реализовывать ему инструкции генов и социума или вырваться за их пределы, оставаться ему безвольной единицей в толпе и препятствовать развитию человечества или стать носителем эволюции, углубляя свою уникальность (дифференцированность) и укрепляя связь с целым (интегрированность).
На тропах счастья, на дорогах бед,
Где ни шагнешь, стопа оставит след.
Останется твой след воспоминаньем,
И вновь когда-нибудь всплывет на свет.
Всплывет уликой или оправданьем
На том суде, где всем держать ответ. (Мирза Шафи Вазех)
Всё больший объем научных исследований наводит на мысль о существовании между людьми поля сознания и информации, через которое они способны оказывать мощное воздействие друг на друга. Всё большее число людей осознаёт тот факт, что они наделены удивительной способностью интуитивно узнавать мысли и чувства окружающих, а также думать и творить совместно с другими людьми, не используя общение с помощью пяти органов чувств. Коллективное сознание наиболее явно проявляется в способности интуитивно чувствовать физические, эмоциональные, ментальные и духовные “энергетические поля” других людей и работать во взаимодействии с ними. Экспериментально доказано, что группы людей, члены которых установили между собой эмоциональную связь и доверие, могут увеличить доступ к восприятию и пониманию мыслей и взглядов друг друга. Основным психическим феноменом (psychic /“psi”/ phenomena) является экстрасенсорное восприятие или влияние, вероятно возможное благодаря способности сознания действовать вне рамок времени и пространства. Биолог Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake), психолог Дин Радин (Dean Radin) и другие провели несколько оригинальных экспериментов, показавших насколько распространенными являются экстрасенсорные способности, даже среди животных. Эти опыты подтвердили тот факт, что эмоционально связанные друг с другом люди, действуя сообща, способны оказывать гораздо более сильное воздействие, чем одиночки. Кажется невероятным, но миллионы разумов, объединенных единой целью, могут оказывать значительное воздействие на материальный мир, загадочным образом изменяя физические системы со случайными величинами в сторону большей степени упорядоченности. Точно так же, как люди создают порядок в физических системах путем фокусирования внимания или намерения, группа из двух и более человек может создать синхронизацию или когерентность между своими нервными системами. Исследования пси-феноменов свидетельствуют о том, что люди способны развить коллективное сознание и работать с ним с целью получения важных межличностных, организационных и социальных преимуществ – от возрастания эмпатии, понимания и уважения до улучшения здоровья, сотрудничества и совместной творческой деятельности.
Концепция коллективного сознания несёт яркий негативный оттенок, ибо привычно связывается с традиционными представлениями о беснующейся толпе и оголтелом коллективизме, развитыми и классифицированными рядом психологов, в первую очередь, основателем социальной психологии Гюставом Лебоном. Он прекрасно описывал “одухотворенную толпу” и ее “коллективную душу”: «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». Однако речь он ведёт о скоплениях интеллектуально неразвитых людей, которыми правят бессознательные инстинкты. К инстинктам можно еще добавить социальное грубое эго. «В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают, разнородное утопает в однородном, и верх берут бессознательные качества», - утверждал Лебон в “Психологии народов и масс”. И он был абсолютно прав, если относить его слова к представителям “эры масс”, начавшейся в результате промышленной революции и приведшей к общему упадку культуры.
Адольф Гитлер, и вместе с ним другие национал-социалистские лидеры, подхватил идеи Гюстава Лебона и фаталистически их придерживался, воспитывая толпы фанатиков в Германии 30-х годов 20-го века. Трудно найти более точное и достоверное описание такой толпы, чем в книге Эриха Марии Ремарка “Ночь в Лиссабоне”: «Чуть поодаль, у небольшой церкви, стояла плотная толпа человек в двести или триста. Почти все были в фашистской партийной форме. Слышался громкий голос, но оратора не было. Наконец на небольшом постаменте я увидел черный громкоговоритель. Резко освещенный прожекторами, холодный, бездушный автомат стоял перед толпой и орал о праве на завоевание всех немецких земель, о великой Германии, о мщении… На лицах у всех слушателей застыло одинаковое идиотски-просветленное выражение. Они верили всему, что орал автомат. Это походило на странный массовый гипноз. И они аплодировали автомату, словно то был человек, хотя он не видел, не слышал их. Мне показалось, что мрачная одержимость – это знамение нашего времени. Люди в истерике и страхе следуют любым призывам, независимо от того, кто и с какой стороны начинает их выкрикивать, лишь бы только при этом крикун обещал человеческой массе принять на себя тяжелое бремя мысли и ответственности. Масса боится и не желает этого бремени. Но можно поручиться, что ей не избежать ни того, ни другого.»