Калинина К.В. Толпа в свете эволюционной теории // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 3-17
Но где-то глубоко внутри человека всегда жило и живет сейчас страстное мистическое желание постичь высший смысл жизни, а значит, ему необходимо учиться видеть весь мир в этом контексте. Саморазвивающаяся Вселенная поддерживала развитие сознания, и теперь человек может изучать и созерцать ее красоту и чудеса. Сознание в человеке осознало тот факт, что оно сознательно. Человек пытается понять, откуда появляется сознание, как оно работает, как им можно манипулировать. Сознание эволюционирует благодаря человеку. Для следующего шага в эволюции человеческие существа должны объединиться на глубочайшем уровне энергий сознания. Этот уровень пока скрыт и недоступен для большинства людей. Однако они ощущают его присутствие и, стараясь вывести его на поверхность, занимаются духовными практиками в надежде на постижение глубинной реальности. Врожденное стремление человеческого духа к полной гармонии с трансцендентным порядком, к мистическому союзу с Высшим Разумом, как бы Он не назывался - христианским Богом, Мировой душой пантеизма или философским Абсолютом, - и есть истинное направление развития самой высокой формы человеческого сознания. Глубинная реальность – это именно то место в центре человеческого существа, где он переживает свое существование неограниченным образом, достигая единения с истинным “Я” (или Богом). Глубинное “Я” нельзя определить или описать никакими свойствами организма человека или его личности, историей его жизни или его социальным положением, работой или вероисповеданием. Люди склонны думать о себе в рамках этих качеств и верить, что и все окружающие воспринимают их в этих рамках. Им достаточно трудно представить свое существование без идентификации с этими определителями, которые и составляют их нарциссистское грубое эго. Человек отдает всю свою энергию на защиту, расширение и усовершенствование своих эгоцентричных характеристик – на приобретение большей красоты, больших возможностей, социальных благ, богатства, власти. Освободившись от идентификации себя с такими характеристиками, человек получает возможность использовать свою энергию во благо других людей, на доброжелательное отношение к окружающим. Человек ощущает себя как абсолютное “Я”, которое говорит “Я ЕСТЬ” без каких-либо определений типа “я есть то - я есть это”. Глубинное “Я” несет в себе бескорыстную любовь, называемую “агапэ”.
«Когда любовь возносит нас надо всем... мы погружаемся в покой и воспринимаем Непостижимый Свет, окутывающий и пронизывающий нас. Что это за Свет, как не созерцание Бесконечности, не ощущение Вечности? Мы созерцаем себя такими, какие мы есть, и мы такие, какими мы себя созерцаем, потому что наше бытие, при всей его индивидуальности, соединено с Божественной Истиной». (Иоганн Рейсбрук, самый известный из фламандских мистиков, чаще именуемый как “Удивительный”)
Агапэ есть катализатор нового скачка в эволюции человека, предполагающего выход за пределы мотиваций собственного эго. Агапэ – это самое возвышенное, красивое, духовное и неповторимое чувство. Слово “агапэ” переводится как “братская любовь” или “пиршеcтво любви”. Агапэ выражает деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, без малейшей тени своекорыстия или привязанности к какому-либо качеству другого человека. Агапэ сродни восторгу. Это чувство, которое заполняет человека до последней клеточки, обращая в прах любую попытку негативного проявления. Именно такая любовь является основой всего существующего. В этой любви человек преодолевает не только свое несовершенство, но и свое превосходство. Эта любовь свободна от всех табу и запретов. Но агапэ не разрушает границу, а осваивает ее. Энергия агапе неистощима, ибо она есть первичная созидательная энергия Бога. Она есть Источник всего сущего, который человек открывает для себя в момент осознания своего истинного глубинного “Я”. Осознав, приняв и научившись использовать энергию агапэ человечество сможет сделать следующий шаг в эволюции к новой высшей форме жизни.
«Вы когда-нибудь думали о том, каким оказался бы мир, будь у нас одним органом чувств больше?... Почему мы навсегда ограничили себя пятью чувствами? Почему мы не можем когда-нибудь развить шестое? Или восьмое? Или двенадцатое? Разве мир не стал бы тогда совсем иным? Допустим, что с развитием шестого чувства уже исчезло бы понятие времени. Или пространства. Или смерти. Или страдания. Или морали. И уж, наверное, изменились бы теперешние понятия о том, что такое жизнь. Мы проходим через наше бытие с довольно ограниченными органами восприятий. … Как можем мы при таких условиях знать что-нибудь наверняка? Достаточно расширить сферу восприятия одного из органов или развить новый – и мир изменится, изменится и понятие Бога.» (Эрих Мария Ремарк “Чёрный обелиск”)
В жизни заложена настоятельная базовая потребность в росте, расширении, обновлении. Можно даже сказать, что быть живым означает находиться в постоянном процессе обновления. Это происходит с каждой биологической формой в малых масштабах и со Вселенной в целом. Существует даже представление о космосе как об одном громадном динамичном развивающемся существе, проходящем через серии стадий, во время которых его формы и внутренние отношения принимают всё новые и новые, всё более сложные рисунки. Таким образом, эволюция – это переход во времени от просто организованных форм ко всё более сложно организованным формам, включающий рост сознания, т.е. ощущения единства в организованной единице. Обычно этот процесс предполагает продвижение вперед маленькими шагами. Но иногда случается Огромный Скачок. Он происходит, когда космическая организация переходит на иной уровень сложности. Для этого требуется объединение элементов предыдущего уровня. Тейяр де Шарден называл такие объединения “творческими союзами”, привносящими в бытие нечто совершенно новое, ранее не существовавшее. Новый Союз рождается из связей и взаимодействий составляющих его единиц и образует новый уровень единения и целостности. Эта схема прослеживается на каждом эволюционном уровне. Поэтому, как полагает Шарден, вполне приемлемо экстраполировать ее в будущее в ожидании следующего творческого союза, в котором человеческие существа станут объединяющимися элементами. Объединение элементов происходит в результате обмена “специфической энергией”. Что же представляет собой специфическая энергия человека? Это не просто физическая, химическая или биологическая энергия. Это энергия мышления, знания, восприятия, чувствования, т.е. интеллектуальная и психологическая. Обладая свободой воли, человеческие существа могут сформировать новый творческий союз только при условии общего добровольного согласия на обмен специфической глубинной энергией. Объединившись в своем намерении, человеческие существа способны перенаправить энергетические потоки и создать нечто совершенно новое - космический организм, обладающий значительно более высоким уровнем сознания и способностей, нежели отдельный человек. В противном случае, человеком и дальше будут двигать эгоистические мотивы эксплуатации и доминирования, угрожающие самому его существованию как вида. Однако чтобы сделать такой непростой выбор, человеку потребуется энергия. Эту энергию человек может получить, только осознав своё Истинное “Я” (True Self), которое есть Абсолют, Бесконечное, Вечное, Божественное, проявляющее себя как конкретное человеческое существо. «Бог существует одновременно и в Своей сущности и вне Своей сущности, - подчеркивает православный богослов В. Н. Лосский. - Всецело непознаваемый в Своей Сущности (природе, естестве), Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях». Процесс дифференциации имеет огромное значение в формировании нового человеческого сообщества, нового космического организма. Он порождает столь необходимое для эволюции разнообразие. Чем многообразнее отношения и взаимодействия среди объединяющихся единиц, тем сложнее сообщество. Это легко понять, представив себе полотно, написанное в 50 тонах по сравнению с черно-белой картиной. Или оркестр из 50 различных инструментов вместо одного: музыканты взаимодействуют друг с другом, увеличивая богатство и красоту звучания. Личные энергии не сливаются в некое аморфное целое, не поглощаются этим целым. Человек не ощущает себя крупинкой, проглоченной великим Целым. Напротив, в субъективном восприятии процесс объединения ощущается скорее как усиление индивидуальности – самосознания или самореализации.
Очень интригующим примером объединения группы людей на уровне энергий и сознания может служить баскетбольная команда “Los Angeles Lakers”, одержавшая самое большое число побед в истории NBA (Национальной Баскетбольной Ассоциации США). Ее тренер Фил Джексон (Phil Jackson) знаменит своим искусством превращать мегазвёзд баскетбола в командных игроков. Его секрет лежит в сфере духовности. Он сплавляет принципы дзен-буддизма и учений североамериканских индейцев Лакота Сиу (the Lakota Sioux) со своим двадцатилетним опытом игрока и тренера. “Баскетбол это спорт, который включает в себя такое искусное переплетение игроков, действующих на полной скорости, что они начинают думать и двигаться как единое целое”. Джексон считает, что выковать команду-победителя эффективнее всего можно, используя потребность игроков установить связь с чем-то большим, чем они сами. Энергия высвобождаемая игроками, когда они забывают о своем эго и стремятся к общей цели, а также мощное групповое сознание значительно превосходят все идеи тренера и отдельных членов команды. Когда игрок отказывается от своих эгоистичных интересов ради общей пользы, его потенциал атлета проявляется в наиболее полной степени. Удивительно, что играя в рамках своих естественных способностей, он активизирует высший потенциал, превосходящий его способности, командный потенциал. Неожиданно, все остальные игроки начинают инстинктивно реагировать на его действия. Возникающее целое намного больше, чем просто сумма слагаемых. Это особенно заметно в критических ситуациях. Когда игрок полностью концентрируется на командной цели, его усилия способны создать цепную реакцию. Создается впечатление, что игроки привязаны друг к другу, а их действия синхронизированы как пальцы одной руки. Самоотверженность – это душа командной работы. В игре есть одно практическое правило: игрок, удерживающий мяч более двух секунд, нарушает ритм игры. Игрок с мячом становится фокусом внимания и этим разрушает систему. Именно неэгоистичные скромные игроки являются наиболее ценными в команде, поскольку они больше заинтересованы в считывании происходящего на площадке и плавном ведении игры. Их способность играть в самоотверженной манере открывает реальные возможности для всей команды. Они ощущают гораздо большую ответственность за команду. Как бы хороши ни были индивидуальные игроки в команде, если они обеспокоены только защитой своей репутации, они не могут соперничать с командой, члены которой открыты и доверяют друг другу. Каждый игрок нуждается в помощи. Каждый может оказаться уязвимым и попасть под удар. Но если игроки теряют страх перед неудачей и полагаются друг на друга, их ранимость превращается в силу, они способны принимать на себя ответственность в контексте всей команды, задачи которой превалируют над стремлением к личной славе. У них появляется убежденность в том, что они могут делать нечто, ранее казавшееся невозможным – что они способны прорваться на новую территорию и достичь высших уровней своего потенциала.. Захватывающее переживание вдохновения, волной вздымается в их телах и разуме – чувство, что всё возможно. Переживание вдохновения есть одновременно переживание духовной свободы, потому что, будучи глубоко вдохновленным, человек ощущает себя освобожденным ото всех внутренних ограничений.