Калинина К.В. Толпа в свете эволюционной теории // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 3-17
Примерно четыре сотни лет назад человеческие существа на переднем фронте развития сознания отвернулись от Бога и начали смотреть в зеркало. Это обозначило конец традиционной эры, на протяжении которой создавались и процветали величайшие мировые религии (Христианство, Буддизм, Ислам). Люди попытались найти лазейку в договоре с Богом. Это стало отличительной чертой модернистской эпохи, когда человечество оторвалось от традиционных структур земной и духовной власти и начало развивать личностную власть логики, науки, разума. Люди искали знание и независимость и с помощью технологических инноваций создали невиданное ранее процветание. Появился средний класс общества, защищенный от гнета борьбы за физическое выживание. Люди сократили и совсем разрушили роль святого в своей жизни. Они отказались от места существа духовного в материальном мире и низвели себя до уровня существа материального. Человечество отказалось от своего долга перед Высшим Разумом, или Высшей Силой. Оно создало своего рода Флатландию (Плоскую Землю - Flatland) – плоский мир, лишенный глубины и трансцендентности (сферы потустороннего). Сегодня человек несётся сквозь постмодернистский мир, который меняется с невообразимой скоростью и в котором модернистская вера во всемогущество логики и разума оказывается иллюзией. Плюрализм культур, рас, представлений поднял вопрос о правах и истине. Выступая за равенство, человек превратил Истину в истины – жизненный опыт и личные переживания разных людей стал почвой для равноправных, а следовательно, относительных истин. Человек позволил своему творческому разуму стереть Божественную Истину и заменить ее субъективным опытом. Постмодернистская личность – это глубоко субъективная личность. Отвергнув как традиционного Бога, так и абсолютные принципы научной логики, плюралистический разум оставляет человеку только его собственный внутренний субъективный опыт для определения истины и обоснования своих действий. Довольно страшно, если вспомнить обо всем ментальном и эмоциональном хламе, который постоянно проносится сквозь человека.
Поверхностная цельность, которую человек демонстрирует миру как свою идентичность, подобна дешевому линолеуму. Стоит человеку сделать попытку подняться на более высокие уровни духовного единения с себе подобными, как этот линолеум вздувается и лопается, а обнажающийся под ним пол оказывается гнилым. Под внешними благими намерениями и заботой о благе ближнего всегда стоит какое-либо сильное желание эго. К примеру, нарциссистское стремление активной феминистки видеть себя в роли человека, заботящегося о женщинах, часто возникает из-за страстного желания отличаться от других женщин. Ирония заключается в том, что желание выделиться, быть особенной, единственной и неповторимой является основным строительным блоком эго. Представление о самом себе держит человека заложником, боящимся своих собственных мыслей и импульсов. В обычной жизни человек существует как бы на поверхности самого себя, не ведая, что скрывается в глубинах его сознания. Человек не желает остаться наедине со своим опытом без надуманных представлений и выводов о самом себе, которые используются им, чтобы держать мир на расстоянии.
Борьба плюралистов за права обделенных и обездоленных привела к созданию климата, в котором каждое обиженное чувствительное эго может возопить о личном оскорблении и потребовать для себя статуса жертвы. Отличительный признак нарциссизма – неспособность брать на себя ответственность, жгучая потребность отыскать виновного во всех своих проблемах. Настоящая трагедия состоит в том, что подлинные обиды реальных жертв опошляются гламурной развлекательной жертвенностью. Возникают бесконечные группы поддержки каждой настоящей или мнимой травмы, снимающие всякую ответственность с пострадавшего. Желание чувствовать себя жертвой и не нести ответственность за свою жизнь очень велико.
Что мотивирует людей объединиться в борьбе за достижение какой-либо большой цели? Редко этим оказывается что-то более значительное, чем инстинкт выживания и взаимовыгодное своекорыстие, которые обслуживают исключительно страхи и желания эго. Толпа позволяет человеку удовлетворять потребности и требования своего эго, снимая при этом с себя всякую ответственность за содеянное.
«Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох». (З. Фрейд “Будущее одной иллюзии”)
«Всегда найдется ширма, за которую можно спрятаться; у каждого начальника есть свой начальник; предписания, указания, распоряжения, приказы и, наконец, многоголовая гидра Мораль – Необходимость – Суровая действительность - Ответственность, или как ее там еще называют… Всегда найдется ширма, за которую можно спрятаться, чтобы обойти самые простые законы человечности». (“Триумфальная Арка” Эрих Мария Ремарк)
Нарциссизм кажется забавным явлением и его легко разглядеть, если смотреть под правильным углом. Вот только в контексте мира, стремительно выходящего из-под контроля именно из-за потери людьми контроля над собой, это уже не шутка. Нарциссизм – сила, формировавшаяся в человеке на протяжении многих тысячелетий истории человечества. Эта сила агрессивна и своевольна, она отрицает творческую силу вселенной. Нарциссизм, как бы смешно он ни выглядел, далеко не безвреден. Он предоставляет человеку оправдание заботы только о самом себе, разрушает благородство духовного поиска и отрицает обязанность человека достигнуть своего высшего потенциала, оправдывает ярость бесчисленных чувствительных “я”, ощущающих себя жертвами в современной культуре. Сила нарциссизма в человеке пугающе опасна. Нарциссистское грубое эго примитивно и абсолютно разрушительно. Эго яростно сопротивляется любым попыткам человека искренне посмотреть в глаза правде о своих подлинных намерениях и их мотивации. Оно пробуждает в человеке нарциссистскую самозащиту, злость и ненависть ко всему, что опровергает его представление о самом себе. Подобно демону, эго рвёт и мечет в своем стремлении уничтожить всё, что человек воспринимает как дорогое и святое. Оно вынуждает человека чувствовать себя жертвой людей и обстоятельств; увеличивает внутреннюю раздвоенность. Выпущенная на волю, могучая сила нарциссистского влечения никогда не останавливается на своем пути разрушения. Постоянно набирая скорость, она лишает человека способности чувствовать – ему становится безразлична даже собственная жизнь. Единственным желанием эго является желание ошеломить человека, сделать его беспомощным, отрезать ото всего, что ему дорого, от его собственного сердца. Глубоко в нарциссизме сидит жестокость по отношению к любви, совершенно слепая в своей разрушительной ярости. Только внутренний кризис позволяет осознать чисто разрушительную силу нарциссизма.
Неразбериха, царящая в мире сегодня, включая беспорядок в будничных отношениях между людьми, возникла в результате многочисленных решений, которые принимало нарциссистское грубое эго, совершенно не заботясь о последствиях. Вписаться в социум, преуспеть в существующем обществе, стать обеспеченным и счастливым согласно меркам этого общества – вот к чему подстегивает человека грубое эго, ибо оно само есть продукт существующего социума. Чтобы его система ценностей и представление о смысле жизни успешно вписывались в рамки социума и давали возможность жить безбедно и без проблем, человек вступает в негласный сговор с другими людьми о соответствии усредненным стандартам. Стремление соответствовать усредненным нормам становится высшим смыслом жизни и принимает форму посредственности, заурядности, бездарности во всех сферах жизни. Когда человек не осознаёт бессмысленность и пустоту жизненного успеха на таком всеохватывающем уровне усредненности, он не желает менять что-либо в себе самом и окружающей его действительности. Он прекрасно чувствует себя в серой массе себе подобных индивидуумов с четко обозначенными усреднено-примитивными целями. У него формируется своеобразный иммунитет к любым эволюционным изменениям. Он превосходно вписывается в толпу, которая эффективно защищает его грубое эго. И даже если он предпринимает попытки преобразования общества, он отказывается от внутренней трансформации и остается заключенным в своей собственной иммунной системе. В человеке существует настолько мощное сопротивление переменам, что потребуется несколько катаклизмов, чтобы создать достаточно сильный импульс для начала значительной трансформации человеческой жизни.
У каждого из нас свое предназначенье:
Кто любит поучать, кто слушать наставленья.
Но большинство людей предпочитает тьму.
Для многих слепота спокойнее прозренья. (Мирза Шафи Вазех)
Человек постоянно находится в той или иной толпе, перекатываясь внутри нее подобно песчинке в бархане и сталкиваясь с другими песчинками. Выпадая из одной толпы, человек неумолимо втягивается в другую. Он непрерывно ищет связь с другими человеческими существами. На этот поиск человека толкает вселенская сила единения, которую он не способен осознать, ибо обрёк себя на существование на Плоской Земле без выхода в духовное измерение. Люди в толпе напоминают дикобразов, бредущих по безжизненной ледяной пустыне. Они жмутся друг к другу, чтобы согреться, и при этом колют друг друга своими страшными иглами. Это широко известное сравнение взято из “Притчи о дикобразах” Артура Шопенгауэра: «Стадо дикобразов легло в один холодный день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. - Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они, наконец, находят как единственно возможную для совместного пребывания, это вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят: keep your distance! (Держи дистанцию!) Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл. - У кого же много собственной, внутренней теплоты, тот пусть лучше держится вдали от общества, чтобы не обременять ни себя, ни других». Пустота и монотонность внутренней жизни легко объясняются отсутствием духовного измерения. Люди в процессе эволюции развили пять органов чувств для восприятия материального мира, но эти чувства не дают им никакой возможности постичь мир нематериальный. А многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки проистекают из эгоцентризма, присущего каждому человеку. В толпе человек повинуется указаниям своего нарциссистского грубого эго, при любых обстоятельствах защищающего себя и свои интересы, не позволяющего понять и принять других людей. Энергетические потоки всех людей эгоцентричны. Они вытекают из эго, хватают то, что хорошо для эго, и утекают обратно в эго.