Калинина К.В. Толпа в свете эволюционной теории // Психология.Пермь. – 2012. - №23. с 3-17
Где тот философский камень, что трансформирует человека из существа материального в существо духовное и превратит толпу в универсальное сообщество?
Проникни в сущность каждого явленья
И лишь тогда уже суди о нем.
Не будь служителем чужого мненья,
Имей свое сужденье обо всем. (Мирза Шафи Вазех)
В пустынях часто встречается такая удивительная эоловая (ветровая) форма рельефа как барханы. Барханы представляют собой навеянные ветром серповидные холмы сыпучего песка, которые постоянно перемещаются за счет сдувания частиц с наветренного склона и накопления их на подветренном склоне. На песчинки в бархане действуют силы всемирного тяготения и ветра, а между песчинками возникает электромагнитная сила трения. Песчинки непрерывно взаимодействуют друг с другом и меняются местами, однако это лишь поверхностное взаимодействие - между ними отсутствует какая-либо внутренняя связь. В социальной жизни людей существует множество различных форм, среди которых выделяется толпа. Человеческая толпа очень похожа на бархан. Людей затягивает в толпу сила вселенского единения, движет ими ветер эгоистичных идей, а между ними создаётся эмоциональное трение при полном отсутствии глубокого духовного и психологического единения.
Такое сравнение становится еще более правомерным, если вспомнить идеи французского священника-иезуита, палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена, который считал, что даже у камней есть сознание, соответствующее их собственной материальной структуре. По его убеждению, везде, где присутствует организованная в какую-либо систему материя, имеется соответствующий уровень сознания. Сознание достигает своего апогея в нервной системе человека, которая является наиболее сложной и способной кодировать и хранить информацию всевозможных видов. Здесь природа имеет в своем распоряжении очень сложно организованную, очень тонко дифференцированную и очень тесно интегрированную систему. Именно эти два параметра сложности – дифференциацию и интеграцию – можно проследить на всех этапах эволюции. Рассуждая на самом абстрактном уровне, дифференциация позволяет использовать различные клетки мозга, различные нейроны для хранения информации. В то же время, эти дифференцированные клетки связаны друг с другом, или интегрированы, так что они могут как бы разговаривать друг с другом, обмениваться информацией. Исходя из этих рассуждений, эволюцию можно определить как процесс, в ходе которого материя усложняется, допуская всё большее усложнение сознания. Далее процесс развития человеческого сознания распространяется за пределы человеческого организма, что проявляется в эволюции культуры. Человек учится хранить информацию на различных материальных носителях, начиная от рисунков на стенах пещеры к книгам, компьютерам и т.д. Это существенно увеличивает объемы информации о вселенной, доступные отдельному человеку. Ему теперь предстоит самостоятельно решать, каким образом и в каких целях использовать эту информацию. В принятии решений основными указателями вновь становятся дифференциация и интеграция. С одной стороны, человечеству нужно будущее, в котором каждый человек будем иметь максимальную свободу в реализации уникальной программы, заложенной в нем природой. Одновременно, человек должен ощущать себя частью чего-то значительно большего, чем он сам. Здесь и возникает интеграция, начинаясь с чувства принадлежности к семье, этнической группе, церкви или нации. Однако если человек не осознает, что он также является частью всей жизни на планете и за ее пределами, тогда эволюция окажется неудачной.
Каким же будет следующий шаг в эволюции жизни на нашей планете? Попытка представить себе будущее планеты Земля оказывается парадоксальным упражнением. Трудно вообразить себе, что на Земле будет доминировать иной вид, нежели Homo sapiens. Столь же трудно, в условиях стремительно набирающей скорость многосторонне разрушительной деятельности человека, представить себе, какое же будущее ждет Землю, если Homo sapiens будет доминировать и в дальнейшем. Ряд серьезных ученых полагает, что человечество стоит перед лицом эволюционного кризиса. Они предсказывают, что в ближайшие десятилетия произойдут потенциально опустошительные глобальные трансформации, вызванные разрушением окружающей среды, перенаселением, быстрой глобализацией, технологическими экспериментами, которые сделают положение человеческого вида и планеты в целом еще более опасным и неустойчивым. Многие ведущие мыслители уверенны, что единственным решением чудовищной проблемы, с которой человечеству предстоит столкнуться в ближайшее время, может стать духовный подход – трансформация сознания. Проблемы, осаждающие сегодня человечество, не являются внутренне присущими природному миру. Они возникли на уровне человеческого сознания. Чтобы постичь природу сознания и возможности человека в преодолении того состояния, которое порождает все беды человечества, необходимо подняться на уровень выше того, на котором сегодня находится мышление большинства образованных людей. Как говорил Эйнштейн, нельзя решить проблему на том же уровне, где она возникла. Внушительные сверхсовременные научно-исследовательские институты чересчур глубоко вросли в структуры, основанные на индивидуализме и научном материализме, чтобы стать источником чего-то поистине нового. Материалистическое мировоззрение ограничивает человека трехмерным пространством и причинно-следственными связями в конечном временном интервале, отсекая его от духовного измерения, простирающегося во Вселенную. Человек пойман в ловушку своего тела, ограничен жизнью тела и только для него ищет бессмертия. Большая часть человечества застряла в чрезвычайно материалистическом, эгоцентричном мировоззрении, руководимая своими узкими краткосрочными интересами. Но человечество, несомненно, обладает потенциалом для преодоления глобального кризиса во всех сферах жизни. Бог не для того провёл человека через пять миллионов лет эволюции, чтобы в одно мгновение загасить его как свечу. Когда человек превращается в нерадивого ученика, он получает от Бога пинок под зад. Таким мощным пинком в настоящее время становятся постоянно усиливающиеся страдания, как физические, так и психологические. Доктор Макс Беннетт (Dr. Max Bennett), невролог с мировым именем из Университета в Сиднее, считает, что к 2020 году депрессия станет самым калечащим явлением для здоровья человеческой расы. Не рак, не болезни сердца, а депрессия. Древние египтяне верили, что для развития сознания необходим баланс разума, тела и эмоций. А депрессия как раз и представляет собой разбалансировку этих трех составляющих человека, а следовательно, является тормозом для эволюции сознания. Что же вызывает столь бурное распространение депрессивных состояний в современном мире?
Великие религии четко определяли основные качества и поступки человека, стоявшие на его пути к Богу. Достаточно вспомнить семь смертных грехов в Христианстве: Похоть. Обжорство. Алчность. Уныние. Гнев. Зависть. Гордыня. С психологической точки зрения, они мешали развитию души, потому что низводили человека до уровня биологических потребностей и культурных условностей, не позволяя ему расти духовно и интеллектуально. Грехи порождаются нарциссистским грубым эго, формирующимся в процессе социализации человека.
До настоящего времени всё культурное развитие фундаментальным образом было связано с выживанием. Оно началось сотни тысяч лет назад с самого жалкого физического выживания. На протяжении всей истории человечества, человеческое сознание вырабатывало всё более изощренные стратегии выживания – как внутренние (психологические), так и внешние (технологические). До сегодняшнего дня человеческое сознание развивалось по пути выработки различных, всё более сложных стратегий для защиты всё усложнявшейся личности во всё более сложном мире. Другими словами, человечество развивалось от одной формы нарциссизма к другой, от одного способа защиты грубого эго к другому.
Нарциссизм есть многогранная стратегия выживания, спроектированная для сохранения психологической идентичности отдельно от остальной жизни. Словарь дает следующее определение нарциссизма: Это излишний интерес к своей собственной личности, своему величию, своим способностям; эгоцентризм. Клиницисты считают, что внутреннее состояние нарциссизма характеризует пустую или фрагментарную личность, отчаянно пытающуюся заполнить пустоту путем раздувания собственного “я” и принижением других. Эмоциональный настрой звучит как “Никто не имеет права указывать мне, что я должен делать!”