Перейти на [1] [2] [3] [4] [5] стр.
Калинина К.В. "Казнить, нельзя помиловать!" или "Казнить нельзя, помиловать!" // Психология.Пермь. – 2011. - №22. с 3-19
Какой приговор следует вынести эго и за какие прегрешения?
Доктор философии и практикующий юнгианский аналитик из Канады Мэрион Вудман (Marianne Woodman), которая регулярно преподает в Центре Крипалу, убеждена, что совершенство, как концепция или как цель, насилует душу. Она полагает, что человеку, стремящемуся к развитию, идеал совершенства приносит больше вреда, нежели пользы, являясь недостижимым. Эта мысль находит свое подтверждение в отношениях, складывающихся между духовными наставниками и их учениками. Просветленные мастера остаются живыми существами. Когда ученики начинают воспринимать мастера как человека, полностью освободившегося от кармы, очистившегося на 100%, система перестает работать. Пока гуру остаются в человеческом теле и не достигли высшей стадии (nirvikalpa Samadhi - нирвикалпа самадхи), они проявляют грубое эго и поддаются искушениям, но на более утонченном или сознательном уровне. Теория о совершенном гуру весьма проблематична, ибо у любого мастера есть человеческие недостатки. Задачей духовного наставника является помощь ученику при встрече со своими страхами и неуверенностью, без которой невозможен прогресс. Когда гуру начинает подталкивать ученика к такой встрече, ученик боится и сопротивляется. Если отношения между гуру и учеником строятся на вере в совершенство учителя, мастер не справится со своей задачей. В какой-то момент гуру вытащит на поверхность столько страхов ученика, что у ученика возникнет желание выискать слабости у гуру. Когда психолог подводит своего пациента к определенному уровню осознания травматических переживаний в прошлом, появляются области, в которые пациент не желает заглядывать, но через которые требуется пройти, чтобы снять блоки. В такой ситуации пациент начинает сомневаться в своем психологе. То же самое происходит с гуру и его учеником. Именно поэтому некоторые гуру испытывают доверие своих учеников. Ученик не должен действовать слепо на основании моральных стереотипов конкретного культурного слоя. Он должен взращивать в себе более глубокое понимание. Сомнения порождаются не мастером, а самим учеником. Ученик создает образ гуру и проецирует этот образ на своего учителя, даже если тот не претендует на совершенство. Чтобы совершить прыжок за пределы сознания, претерпеть подлинную духовную трансформацию и испытать просветление, ученик нуждается в гуру, в фундаментальной цельности которого он может быть абсолютно уверен. Ученик стремится наделить гуру совершенством, чтобы получить возможность от него зависеть. Амрит Десаи говорит: "Доверяй гуру внутри себя прежде чем доверять своему внешнему гуру". Не пробудив своего внутреннего гуру, человек не будет испытывать притяжения к внешнему гуру. В процессе духовного обучения внутренний гуру пробуждается все больше и больше, а между учеником и учителем возникает всё более сильная и глубокая связь. Одновременно ученик становится более независимым, т.к. пробуждение внутреннего гуру усиливает его веру в себя. Немногие люди способны культивировать настоящую независимость, отношения без страха и сомнений с раскрепощающей близостью и необыкновенным доверием, с энергией, идущей от сердца к сердцу.
Огромная ноша ложится на плечи того, кто осмеливается указывать путь другим людям. Истинный гуру объявляет миру, что в этой жизни можно быть свободным, можно остановить процесс создания кармы через невежество и эгоизм, можно освободить себя от разрушительной власти грубого эго, причиняющей боль и страдания. Без конкретного примера жизни, свободной от фундаментальных противоречий, ученику очень трудно найти в себе готовность предпринять прыжок в неизвестное с той искренней верой, которая необходима для настоящей трансформации. Чтобы вырваться из тисков грубого эго, необходимо чувствовать уверенность в том, что успех возможен. В современном духовном мире царствует глубоко пренебрежительное отношение к возможностям духовной практики. Одной из серьезных причин такого презрения стало разочарование, которое многие люди испытали в результате явных провалов великих мастеров и гуру нашего времени. В итоге многие психологи надели мантию духовной власти, ранее принадлежавшую духовным учителям. Однако психологи не в состоянии бросить вызов эго, как это делают просветленные мастера. Да, они на это и не претендуют.
Существование множества различных духовных и психологических подходов к пониманию эго вносит существенную неразбериху в этот вопрос. Отстаивая жизненно важную роль эго как "функционального центра" и организующего принципа в личности человека, как незаменимого посредника между противоборствующими силами или как ядра индивидуальности, без которого личность была бы неспособна к развитию, теоретики и терапевты в западной психологии при всём разнообразии теорий и акцентов сходятся в одном важном мнении - эго скорее является нашим союзником, нежели противником, в нашем поиске духовной свободы. Совершенно ясно, что основные школы западной психологии не выказывают особого желания принимать концепцию о существовании "врага" внутри нас, который активно подрывает наше духовное развитие, и о нашей привязанности к своей индивидуальности, от которой надо отказаться для достижения своего максимального потенциала. Даже в новаторской трансперсональной психологии, где соединились мистическая мудрость и теория развития личности, намного больше вероятность услышать обсуждение способов и средств "исцеления израненного эго и принятия себя такими, какие мы есть", нежели необходимости самоотречения перед лицом неослабевающего шквала предательских искушений эго. Где бы ни воцарялась психологическая парадигма, скрытой и явной целью становится исцеление эго, а не его трансценденция. Вся западная академическая традиция в психологии сосредоточенна на голове, но никак не на сердце, не говоря уже о душе. Само слово "психология" буквально означает научный анализ, логическое расчленение или разбор души, что звучит достаточно дико. Как можно расчленить душу? Как можно применять аналитический подход, когда речь идет о душе? Просто используя термин "психология", мы уже покупаем мысль о всемогуществе логики. Однако логика - инструмент с очень ограниченными возможностями. Она заставляет принимать массу неверных решений. Проблема современной науки в том, что она не осознает свою ограниченность. Психология, подобно другим академическим дисциплинам, не признает ценность областей, в которые она сама не заглядывает - вопросов души, смысла и значения жизни, духа. По сути, вся клиническая психология занимается грубым эго. Разумеется, это важное дело. Однако было бы абсурдом приравнивать всю психику к грубому эго.
Чтобы составить достаточно четкое представление о процессе формирования грубого эго, можно воспользоваться современной психоаналитической философией развития эго, известной как "теория объектных отношений" (object relations theory). Речь в этой вполне материалистической теории ведется об одном единственном эго человека, но это именно грубое эго, появляющееся и развивающееся в ходе социализации человека. Теория объектных отношений - утонченная сложная интерпретация архитектуры эго, являющаяся в настоящее время одной из наиболее влиятельных школ психологической мысли. Многие ведущие мыслители в области психологии и духовности, в том числе Кен Уилбер и Джек Энглер, опираются на теорию объектных отношений в своих моделях психологического и духовного развития. Они обнаружили удивительные параллели между древней буддистской доктриной об иллюзорной природе "я" и этим современным западным анализом сконструированной природы эго.
В основу теории объектных отношений легли труды профессора психиатрии Отто Кернберга (Otto Kernberg). Он разделил психику на мельчайшие компоненты и идентифицировал наиболее фундаментальные строительные блоки в конструкции самоидентификации. Выработал замысловатую картину того, как начиная с момента рождения ощущение отдельного "я" постепенно принимает форму, как недифференцированные фрагменты опыта, в конце концов, объединяются в эмоционально нагруженные образы себя и других людей, а затем срастаются в интегрированное чувство "я" и объединенный внутренний "репрезентативный мир" других людей. Ощущение себя не присуще человеку с рождения. Это механически сконструированный феномен.
С самого рождения наши отношения с важными для нас людьми под действием сильных эмоций (аффектов) усваиваются нами как аффективная память. Такие отношения становятся блоками для строительства здания эго. Базовые аффективные воспоминания содержат образ себя, представление о другом человеке (называемом объектом в теории объектных отношений) и связывающий их преобладающий аффект. Многочисленные двойные структуры образов себя и объекта, в конечном счете, объединяются. Все представления о себе соединяются в интегрированное "я". Эго - это мир интегрированных объектных отношений и ощущения себя.
От рождения мы наделены врожденной способностью к восприятию, запоминанию, закреплению представлений о воспринятом. Постепенно мы развиваем символическое мышление и способность к абстрактному мышлению и логике. Мы получаем огромное количество информации из окружающего нас мира. Эго подобно компьютеру, который поглощает информацию, усваивает ее и учится сортировать ее на важную и неважную.
Согласно теории профессора Кернберга, у нашего эго двойная задача: общего обучения и формирования внутреннего мира представлений о себе и окружающих. Однако для тех, кто упорно рвется к духовной свободе и просветлению, любые теории превращаются в очень крепкую западню. Теории, словно карты, которые жестко определяют якобы правильный путь, вместо того, чтобы стимулировать мышление и подталкивать к поиску множества других дорог к той же цели. На самом деле, путь формируется по мере того, как человек самостоятельно двигается вперед к цели. У каждого он свой.
Во многих религиозных учениях центральным аспектом духовной практики является скрупулёзное исследование своего "я", во время которого человек должен глубоко заглянуть в природу своих мотиваций. При таком самоисследовании человек сталкивается и примиряется со своими негативными тенденциями на более тонком уровне, после чего старается искоренить их из своих мотиваций и своей психики. Цель психоанализа - увеличить наше знание о подсознательных мотивациях своего поведения. У всех нас имеются примитивные, антисоциальные импульсы, сексуальные и агрессивные желания, противоречащие нуждам культуры. При благоприятных обстоятельствах они трансформируются в культурно полезные и позитивные элементы. В плохих условиях становятся злом. Более двух тысяч лет назад на каменной стене храма Аполлона в Дельфах были высечены слова: "Познай себя". Размышления над своим "я" и честное исследование подсознательных мотиваций расширяет знание о жизни и делает жизнь более осмысленной. Такое исследование подсознательных мотиваций не только дает человеку более глубокое знание своего "я", но и помогает ему освободить себя от деструктивных аспектов подавляемых внутренних конфликтов. Самоисследование способствует духовному росту, но далеко не всегда приносит счастье. Оно также несет с собой боль и печаль от осознания своего несовершенства.
В первой половине жизни человека активно формируется грубое эго, которое требуется для социализации человека в рамках определенной культуры. Диалог первой половины жизни - это диалог с миром: Что мир хочет от меня? А вторая половина жизни должна предназначаться для развития диалога грубого эго с тонким эго. Что тонкое эго желает получить от меня? Это внутренний диалог, можно даже сказать религиозный. Когда совершается насилие над тонким эго, это отражается на человеческих отношениях, телах, снах и эмоциях. Необходимо подмечать симптоматику и не подавлять ее, а задаваться вопросом "что же она означает? Где повреждение и как его откорректировать?". Например, депрессия - это способ сообщить человеку, что какое-либо существенное измерение жизни им не проживается. Тонкое эго вполне может желать, чтобы человек двигался в направлении, нежеланном для грубого эго, - по пути, ведущему не к самовозвеличиванию, а к самопожертвованию. Например, если тонкое эго призывает тебя стать художником, велики шансы, что ты будешь голодать в нашем обществе. Тем не менее, если тонкое эго зовет тебя в одном направлении, а грубое эго продолжает тянуть в другом, побочным продуктом станет огромная внутренняя неудовлетворенность. В итоге, грубому эго придется научиться уважать просьбы тонкого эго, а не подавлять их. Каждая подлинная встреча с тонким эго переживается, как поражение для грубого эго. Фантазии грубого эго о контроле и комфорте разрушаются желаниями тонкого эго. Борьба между грубым и тонким эго приводит к возникновению "тени", о которой так много говорил Карл Юнг. Наиболее функциональным определением тени можно считать следующее: это нечто внутри человека, что заставляет человека испытывать дискомфорт в отношении самого себя. Тень представляет собой проявления тонкого эго (т.е. рвущихся на поверхность врожденных качеств человека), подавляемые грубым эго с целью поддержания имиджа, приемлемого в социуме. Юнг писал: "Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить". Однако тень не является синонимом зла. Зачастую самые сильные позитивные качества человека являются частью его тени. Именно тень нередко несет в себе настоящую творческую энергию. Тонкое эго можно определить как мудрость организма, как совокупность заложенных в организме целей и стремлений, превосходящих человеческое сознание. Призыв тонкого эго двигаться в определенном направлении можно было бы охарактеризовать, как истинное призвание (vocation от лат. Vocatus - быть призванным), которое имеет очень мало общего с грубым эго. История полна людьми, грубое эго которых прекрасно удовлетворялось тем положением, которое они занимали, но которые чувствовали в себе другое призвание и вынуждены были покинуть безопасный, спокойный мир ради служения смыслу, или развитию, или глубине. "Способности взывают к своему использованию и прекращают взывать, лишь когда хорошо используются." (Абрахам Маслоу, психолог) Центральной метафорой у Карла Юнга была "индивидуация", которую часто путают с развитием эго. Индивидуация означает становление человека тем, кем запрограммировал его Высший Разум, а не тем, кем хочет сделать его грубое эго. Победа тонкого эго над грубым эго означает избавление человека от ложного отождествления со своими представлениями о себе, со своей системой верований, личных предвзятостей, страхов и привязанностей. Это избавление от того, чем человек на самом деле не является. Это процесс открытия себя и освобождения. Помочь человеку реализовать свой высший потенциал, в этом состоит задача и цель, как психотерапии, так и духовных практик. "Неумение использовать такое врожденное богатство, как способность к творчеству, то ли в силу незнания, что она есть, то ли безразличия или боязни показаться смешным, является не просто расточительством, это предательство самого себя." (Масатоши Йошимура, изобретатель)
Опыт глубокого проникновения в суть вещей или пробуждение само по себе не является чем-то конечным. Такой опыт не является сам по себе ответом потому, что его нельзя считать завершенным, пока он не обретет форму в реальном мире и пока эта форма не реализуется путем стимуляции и возбуждения воображения. Иначе говоря, подлинный ответ может быть найден по возвращении человека в мир образов, идей, форм, страдания, боли и смятения - в мир, который находится не в его психике, а в котором он обитает. Таким образом, пробуждение не является исключительно субъективным или личным опытом. Начинаясь как персональное переживание, опыт пробуждения посредством воображения распространяется в мире людей в форме слов, действий и образов. Прорыв за границы эго равносилен тому, что человек открывает себя, делает себя уязвимым и прозрачным для бед этого мира и других людей. Традиционная идея пробуждения выражается в интеграции мудрости и сострадания. Практически любой человек способен пребывать в состоянии внеличностного сознания (egoless consciousness) в уединении и спокойствии глубокой медитации. Достаточно несложно выйти за рамки своего эго в отсутствие каких-либо отношений с другими людьми. Однако для ускорения эволюции сознания и культуры в мире времени и пространства, требуются героические усилия по преодолению пределов эго в процессе творческого взаимодействия с окружающими людьми в гуще всех сложностей человеческой жизни. Для сохранения жизни на этой планете требуется глубокое внутреннее преображение значительного числа ее наделенных разумом обитателей. Только так можно остановить процесс саморазрушения, в который вовлекло себя человечество, попав под гипноз всемогущего технического прогресса и психологии всепожирающего потребительства.
Ты страшился тысячи вещей... Но все это были лишь маски, лишь видимости. На самом деле страшило тебя только одно решиться сделать шаг в неизвестное, маленький шаг через все существующие предосторожности. И кто хоть один раз оказывал великое доверие, полагался на судьбу, тот обретал свободу.
- Герман Гессе
К.В. Калинина
kalininakat29@rambler.ru