Перейти на [1] [2] [3] [4] [5] стр.
Калинина К.В. "Казнить, нельзя помиловать!" или "Казнить нельзя, помиловать!" // Психология.Пермь. – 2011. - №22. с 3-19
Какой приговор следует вынести эго и за какие прегрешения?
Каждый человек есть нечто большее, чем он кажется самому себе. Он представляет уникальную, неповторимую, всегда значимую и замечательную точку, в которой явления мира пересекаются только один раз и никогда более в таком сочетании.
- Герман Гессе
Коммерческий триумф популярной, общепонятной духовности на Западе представляет собой явление, которое следовало бы изучить в очень жестком контексте сложнейших задач и потрясающего потенциала традиционных духовных учений. Невероятное количество разнообразных путей и подходов распространяется сегодня под знаком преобразующей духовности или просветления. Материалистический, потребительский, нарциссический характер современной западной культуры способствует стремительному распространению этой эпидемии лже-духовности.
Современное западное общество оказывает угнетающее и разрушительное действие на душу человека. Коллективное сознание на Западе, которое быстро становится доминирующим во всем мире, неестественно переполнено образами-символами, отрезающими человека от безбрежных тайн жизни. "Проблема проведения разграничительной линии между иллюзиями потребительской культуры и реальностью преследует искусство нашего времени", - пишет Андрей Кодреску (Andrei Codrescu) в своей книге "Исчезновение Внешнего Мира, или Манифест к Бегству" ("The Disappearance of the Outside - A Manifesto for Escape"). "Память, которая вообще-то не очень надежа, легко одурачить. Копию нельзя отличить от оригинала. Когда уходит воспоминание о реальном, заменяющий его образ может быть очень мало похож на оригинал... Мы будем жить в абстрактном мире (если мы уже в нем не живем). Реальное превратится в мифическое. Мы не заметим исчезновение Внешнего Мира или отсутствие у нас желания его иметь". Его описание Америки, как непрерывной антологии модных поветрий, сменяющих друг друга всё быстрее и чаще, прекрасно отражает и состояние современного духовного мира. Большинство популярных и вроде бы убедительных подходов к духовной жизни начинают казаться весьма сомнительными при первом же их сравнении с подлинными духовными достижениями. Поверхностное отношение ко всему и вся, буйным цветом цветущее в западной культуре, подминает под себя и духовность.
Распространение разнообразных техник достижения просветления стало одной из функций рыночной экономики. Крупнейшим экономическим открытием последней четверти 20-го века оказалась идея "внутренних рынков", другими словами, рынков духовности. Истощив физическое пространство, предприниматели двинулись вглубь, в область духа, в человеческие души. Людей настолько приучили к мысли о том, что всё покупается и продается, что оказалось совсем несложно всучить им за умеренную плату способы просветления всех цветов и оттенков. Ловкие дельцы сотворили из мощных подлинных учений о духовном освобождении убогие разбавленные версии, удобоваримые для западного потребителя. Самым главным элементом успешного продвижения товара на потребительском рынке является его привлекательный внешний вид, его упаковка. Состряпать привлекательные, хорошо продаваемые пакетики с духовностью не составило особого труда для предпринимателей, отлично знающих принципы маркетинга, социальную психологию и возможности средств массовой информации. Неважно, что внутри этих пакетиков пустота, зато они хорошо продаются. Выхолощенные духовные традиции просты в употреблении и приятны на вкус. Общество подделок, суррогатов, симулякров избавляет людям от необходимости сталкиваться лицом к лицу с реальностью, и потому культурная симуляция всё активнее набирает обороты. А вместе с ней расширяется духовный супермаркет, где у людей нет времени, чтобы внимательно изучать этикетки, но есть неутолимое желание приобретать и потреблять. Подлинная духовная работа застопорила бы непрерывно действующую социальную машину производства-потребления.
А нужна ли современному человеку в так называемом цивилизованном обществе подлинная духовность? Чтобы ответить на этот вопрос следует сначала разобраться в том, что представляет собой духовность и какую роль она может играть в социуме и в жизни отдельного человека. А также, что заключает в себе такое привычное всем понятие как "человеческая личность".
Духовность, прежде всего, ассоциируется с религией. Социальный философ и культуролог Вильям Ирвин Томпсон (William Irwin Thompson) предлагает определение религии как формы, в которую облекается духовность в цивилизованном обществе. Религия всегда играла две важные роли. Во-первых, она создавала смысл жизни для подавляющего большинства людей. Веря в мифы, исполняя ритуалы, произнося молитвы и принимая догмы, человек верил в свое спасение до или после смерти. Это давало ему силы переносить все тяготы и трагедии жизни. Однако в этой своей функции религия не преобразовывала сознание человека. Во-вторых, религия служила для очень незначительного числа людей средством радикального преображения и духовного освобождения. Обе функции, исполняемые религией чрезвычайно важны и незаменимы. Люди не рождаются просветленными. Они приходят в мир греха и страдания, надежды и страха, желания и отчаяния, слёз и ужаса. "Нас безжалостно затягивает мир, полный крови и боли, и лишь немногим удается умереть с тем достоинством, на которое мы надеемся, о котором некоторые из нас молятся. Независимо от того, предпочитаем мы воспринимать жизнь как обетованное счастье, нарушаемое лишь неизбежными горестями и разочарованиями, или как вошедшую в поговорку долину слёз с краткими вкраплениями радости, боль неминуемо приходит к каждому, за исключением тех немногих, чьи омертвевшие чувства делают их неспособными ощущать радость или горе." (Филлис Д. Джеймс). Люди рано учатся интерпретировать свой мир и придавать ему некий смысл, дабы противостоять его нападкам. Те, кто оказывается на это неспособным, быстро становятся жертвами неврозов или даже психозов. Для них мир теряет смысл, а границы между их ощущением себя и окружающего мира просто рушатся. В процессе развития любого человека может наступить момент, когда его перестают удовлетворять и утешать привычные мифы, догмы и идеи. Момент, когда человек ощущает жгучую потребность во внутреннем преобразовании, в подлинной духовности. Такая потребность терзает очень немногих представителей рода человеческого, большинство же находят утешение в традиционных религиозных доктринах. Радикальная трансформирующая духовность встречается крайне редко на протяжении всей истории человечества. Она полностью преобразует сознание человека, приводя его к постижению единства со всем окружающим миром, к слиянию индивидуального сознания как микрокосма с вселенским абсолютом как макрокосмом.
Возможно ль думать так, что нет Тебя со мной,
Коль я не вдохновлен молитвою ночной?
Иль по природе я далек от сути Божьей?..
Но вся природа - Ты, природы нет иной.
Омар Хайям