Школа Михаила Щетинина // Психология.Пермь. – 2011. - №21.
Школа академика Михаила Петровича Щетинина — экспериментальная общеобразовательная школа, созданная в её нынешнем виде в 1994 г. в посёлке Текос Краснодарского края.
История создания
Учреждение Государственной академии наук «Российской академии образования» (ГАН РАО) «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков», размещающийся в поселке Текос, г. Геленджика, Краснодарского края, был организован по заданию правительства РФ в русле программы «Школа XXI века» с целью исследования возможности создания, научно-теоретического проектирования, и экспериментальной проверки принципиально новых, образовательных систем, опережающих высшие мировые достижения, способствующих эффективному разрешению российских и глобальных цивилизационных проблем.
Данное исследование непосредственно в Текосе развёрнуто с 1993 года, но фактически ведётся с 1966 года под руководством Михаила Петровича Щетинина – заслуженного учителя Российской Фе-дерации, профессора, действительного члена (академика-учредителя) Россий-ской академии образования. Для общей характеристики исследования и его фундаментальной значимости представляется целесообразным хотя бы в общих чертах представить историю его исследования, основные этапы развития, логику и перспективы дальнейшего развёртывания и внедрения. Начало научного поиска было предопределено пониманием того факта, что, несмотря на все проведенные и проводимые ныне модернизации и реформы образования в России, образовательный процесс в целом связан не с улучшением, а снижением здоровья и творческих потенций учащихся, средней и высшей школы. Результаты психологических и психофизиологических исследований показывают, что за годы обучения в средней и высшей школе происходит снижение интеллектуальной активности учащихся (так называемый «сон нервных клеток»), на фоне нарастающих процессов физического, интеллектуального и духовно-нравственного вырождения подрастающих поколений. Перед лицом этих тревожных фактов М.П. Щетинин сформулировал проблему – найти альтернативные способы образования, которые бы формировали гармонично развитую, социально активную творческую личность, проникнутую чувством высокой ответственности не только за себя, но и за честь своего рода, народа, за благополучие и судьбы Отечества. Эта стратегическая цель уже более четырёх десятилетний определяет содержание его научно-практического поиска и его непоколебимый оптимизм, обусловленный достигаемыми успехами. М.П. Щетининым открыт основной способ достижения поставленной цели – раскрытие неисчерпаемого творческого педагогического потенциала самих учащихся. Этот способ в силу его парадоксальности (раскрывается педагогический потенциал не преподавателя, а ученика) является исключительно инновационным, не укладывается в общепринятые стереотипы педагогической теории и практики, что в ряде случаев приводит к его неприятию теми учёными и педагогами, которые в силу своей инертности и стереотипности мышления невосприимчивы к парадоксальным, инновационным решениям. Тем не менее, именно последовательное применение этого способа, воз-ведённого в принцип, позволяет М.П. Щетинину на всех ниже изложенных этапах его деятельности делать невероятное очевидным. Первый этап научно-практической деятельности Михаила Петровича связан с его работой с 1966 года в качестве директора Кизлярской музыкаль-ной школы Дагестана. Именно там, на основе результатов экспериментальных поисков был сделан вывод, что развитие профессиональных качеств и творческих способностей детей должно строиться на почве целостного, разностороннего образования, вопреки насаждаемому мнению о том, что нам необходимо узкопрофильное образование, на практике превращающее потенциально творческого человека в некоторое подобие социальной машины. Впоследствии этот вывод был подтверждён многими западными и восточными школами, например, школой Бруно Люссато во Франции, в которой успешность и инноваци-онность деятельности инженеров повышалась путём погружения их даже на небольшой (двухнедельный) срок в среду искусства – танца, музыки, живописи. В дальнейшем наметившаяся логика исследования потребовала расширения рамок эксперимента и его распространения на общеобразова-тельную школу. Второй этап начался в 1974г. в Белгородской области, когда М.П. Щетинин был назначен директором средней сельской школы в пос. Ясные Зори. На её базе создано качественно новое образовательное учреждение – школа-комплекс, включающая, наряду с общеобразовательной программой, музыкальную, хореографическую, художественную и спортивную школы. Это позволило переломить общую тенденцию ухудшения здоровья учащихся по мере продвижения от первого к выпускному классу в противоположном направлении – добиваться улучшения здоровья. По итогам пятилетней работы Яснозоринская школа-комплекс получила премию Ленинского Комсомола как лучшая школа СССР (1979 г.) и мировое признание. Эта модель образовательного учреждения доказывает свою жизнеспособность: на Белгородчине продолжают работать более 250 школ-комплексов. Третий этап исследования начался на Украине, в Кировоградской области, в русском селе Зыбково, Была поставлена задача расширить модель комплексной школы, включив в неё и агропромышленный комплекс. Там же экспериментально доказана эффективность метода «погружения в предмет», основанной на применении в педагогической практике результатов исследований физиологии высшей нервной деятельности (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева и др.). «Погружение» предполагает концентрированное, доминантное обращение к информационному потоку одного конкретного предмета школьной программы, чередуемое с производительным трудом, занятиями искусством и физическими упражнениями. Занимаясь им в течение учебного дня, недели ребёнок получает возможность преодолеть фрагментарность восприятия знаний, имеющую место при традиционной многопредметности, равномерно распределяемой в течение учебного года. Дальнейший научный поиск привёл к выводу, что феномен «погружения» может рассматриваться как процесс вхождения, проникновения в суть мировых информационных преобразований через со-мыслие, со-звучие и со-действие жизни семьи, среды ближайшего социального окружения, своей страны и Мира.
Тем самым, исследование вышло за психолого-педагогические рамки и стало междисциплинарным, комплексным психо-социально-педагогическим. Четвёртый этап начался в 1988 г., когда решением Государственного комитета СССР по народному образованию, согласованным с руководством Академии педагогических наук СССР, был создан Центр комплексного формиро-вания личности детей и подростков (Краснодарский край, станица. Азовская). Ставилась задача разработки и экспериментальной проверки отечественной модели образования XXI века, в рамках Международной программы ЮНЕСКО «Человек III-го тысячелетия»). Решение её, осуществлённое под руководством М.П. Щетинина (ставшего в 1991 году академиком-учредителем Российской академии образования), получило высокую государственную и общественную оценку. В 1994 г. педагогический коллектив Азовской школы по результатам номинации инновационных проектов в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» был отмечен Международным фондом «Культурная инициатива» и Экспертным советом Министерства образования РФ Грантом первой степени. Однако в стране, как известно, нарастали новые весьма острые социально-экономические, политические, нравственные и межнациональные вызовы, на которые ни одна из традиционных и инновационных форм образовательных систем не могла давать достаточно убедительных ответов. Даже радикально обновленная Азовская школа всё сильнее испытывала ограничения дальнейшего развития, обусловленные негативным отношением со стороны ближайшего социального окружения и части педагогов, исчерпавших свой творческий потенциал. Пятый – принципиально новый этап разработки модели образования XXI столетия, развёртывается с лета 1993 года, когда Михаил Петрович и сорок его наиболее ревностных сподвижников – педагогов и учащихся, сплотившихся в единый творческий коллектив начали на окраине Текоса ставить палатки, строить здания новой школы и одновременно строить себя, получая среднее и высшее образование темпами нередко вдвое быстрыми, чем в обычных учебных заведениях. В структуре Текосского лицея появились взаимно пересекающиеся новые структурные элементы содержания единого образовательного процесса: «Центр традиционных национальных культур России», «Русская родовая школа», «Школа – станица», «Кадетский казачий корпус», «Система непрерывного образования: школа – вуз – послевузовское образование – производство», «Реабилитационный центр» и т.п. Необходимость переосмысления теоретико-методологических, фило-софско-педагогических и методических подходов к организации школьной жизни привела к принципиально новой реализации тезиса ребенок – главное действующее лицо. В лицее в руках детей находится практически вся воспитательная, учебная и организационная деятельность. И это не просто педагогическая методика или игра в самоуправление. Приходя в школу, ребенок должен не «учиться жить», а строить жизнь, участвовать в разрешении проблем, актуальных для Родины, брать на свои плечи масштабные задачи, т.к. они определяют масштаб самой личности. И потому именно дети являются авторами педагогической системы, отраба-тываемой в Лицее. Создание новых учебных и методических пособий, преподавание учебных предметов за курс общеобразовательной школы, возведение уникального, комплекса учебно-производственных и жилых зданий, деятельность за пределами Лицея созданной учащимися строительной компании, прекрасное материально-техническое обслуживание, приготовление пищи, работы на пасеке, в садах, промышленный лов рыбы, сбор лекарственных растений, строительная деятельность в пошив одежды в швейной мастерской, охрана и обеспечение общественной безопасности и т.п. – всё это дело рук и творческого ума лицеистов. Направленность образовательной деятельности определяется ориентацией на державное служение Родине, А потому патриотизм, народная культура и традиции, историческая память являются базой, мощным фундаментом, на котором возрастает здание будущей жизни. В Лицее история, лингвистика, народная песня и танец, национальная музыка, традиционные виды боевых искусств являются базовыми началами, определяющими направленность учебной и воспитательной деятельности. На его базе действует ансамбль песни и танца «Колокола России», научно-учебные лаборатории истории и филологии, этнологии и этнокультурных традиций, мастерская по пошиву народных костюмов, факультативы по изучению народных промыслов. Лицей на сегодняшний день объединяет детей более 40 национально-стей. Его национальная политика строится на основных принципах государственной национальной политики и предполагает видение будущего человечества как поликультурного целого, единство которого произрастает из уважения к культурным особенностям, языку и традициям каждого народа. Дети из разных регионов России и ближнего зарубежья получают опыт соборного строительства жизни, развития отношений, совместного разрешения проблем и, самое важное, совместного созидания на благо своих народов и всего человечества. В лицее учатся дети из Владивостока, Хабаровска, Новосибирска, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Петербурга, Москвы, Белгорода, Калуги, Курска, Воронежа, Смоленска, Пензы, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова, Самары, Челябинска, Калининграда, Краснодара, Якутии, Татарии, Алтая, Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Абхазии, Литвы, Киргизии, Казахстана, Украины, Гагаузии, Беларуси, Латвии... Родители везут в Текос самое дорогое, что у них есть – детей! Ежегодно количество желающих учиться в Лицее доходит до 3000 человек на одно освобождающееся место.
Особого внимания заслуживает тот факт, что удалось создать и проверить на практике в течение 15-ти последних лет (впервые в мировом образовательном пространстве), структуру образования без классно-урочной системы организации учебно-познавательного процесса, без искусственного разделения детей по возрастам, без ставки на дискретно-порционную («пипеточную») подачу учебной материала. В Лицее ребенок проходит всю программу дисциплины, например математики для средней школы, за один год, при этом предметы изучаются системно, внутренне целостно, в интеграции с другими предметами, на основе разноуровневой (по информационным доминантам) структуры с цикличной динамикой. Это позволило сократить сроки освоения программы средней школы до 2-3 раз. Причём, каждый лицеист продвигается в освоении школьной программы по каждому из учебных предметов своим темпом, по своей индивидуальной траектории, сообразно своим способностям и интересам. Тем самым сни-мается проблема переутомляемости ребенка в процессе образовательной деятельности. Однако, когда ребёнок в 14 лет или даже раньше освоил программу средней школы, встаёт вопрос: что же дальше? Логика научного поиска при-вела к выводу о целесообразности приобретения общего среднего и высшего профессионального образования в рамках Текосского лицея, на основе его интеграции и совместных научно-исследовательских проектов с вузами и научно-исследовательскими учреждениями. Такая кооперация вплоть до аспирантуры уже в течение ряда лет успешно реализуется с Армавирским государственным педагогическим университетом, Челябинским государственным университетом, Ростовским государственным строительным университетом, Российским университетом дружбы народов, Институтом развития образовательных систем (ИРОС) РАО. Технологическим институтом Южного федерального университета в г. Таганроге. В настоящее время на базе Государственного лицея обучается около ста студентов вышеназванных высших учебных заведений, работают Научно-педагогические производственные объединения, научно-методические и учебные лаборатории, учебно-производственные и медицинские структуры. За последние 8 лет (с 2001 по 2008 гг.) из 260 выпускников средней школы Лицея более 60 человек досрочно (в 13-15 лет) получили аттестат о среднем образовании. Появились и выпускники в возрасте 11-12 лет. Об уровне подготовки выпускников Лицея говорит тот факт, что более 90% из них поступают в высшие учебные заведения. Более 120 выпускников Лицея, получивших аттестат зрелости за последние 15 лет, получили или получают по 2-3 высших образования. Из 45 человек преподавательского состава Лицея, 31 человек (около 70%) являются его выпускниками. На сегодняшний день, в логике Распоряжения Правительства РФ от 3 сентября 2005г. №1340-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, в русле отработки модели непрерывного образования, на базе Лицея действуют Научно-педагогические производственные объединения (НППО), организующие работу ученых, сотрудников, студентов и учащихся Лицея по разработке и экспериментальному апробированию непрерывных системно-интегративных курсов общеобразовательного и вузовского стандартов. Лицей продолжает участие в Международных образовательных программах ЮНЕСКО в качестве ассоциированной школы ЮНЕСКО. Совместно с Институтом развития образовательных систем Россий-ской академии образования открыта Экспериментальная площадка - «Лаборатория интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов», которая объединяет учёных, сотрудников и учащихся Лицея, ИРОС РАО, ряда вузов Новосибирска, Барнаула, Калуги Челябинска Технологического института Южного федерального университета и др. научных, образовательных и производственных структур, работающих по проблемам философии и методологии об-разования, педагогики, психологии и социологии. Совместно с Челябинским государственным университетом создан Специализированный учебно-научный и методический центр непрерывного образования с целью разработки самоокупаемой модели непрерывного образования «школа – вуз – послевузовское образование – производство», ориентированной для работы в новых социально-экономических условиях жизни страны. Продолжается работа Лаборатории по изучению психо-функционального статуса организма человека под руководством доктора биологических наук О.В Пирожкова. Совместно с Институтом международного сотрудничества создана Научно-исследовательская лаборатория-мастерская «История международных отношений и геополитики» под руководством Ректора Института, профессора А.И. Воробьёва-Родосского. Открыта Лаборатория нетрадиционных методов организации сельского хозяйства под руководством профессора А.А. Краснова. Лаборатория имеет несколько опытно-экспериментальных участков в различных регионах России (Северо-Западный, Центральный, Южно-Российский). Совместно с ОАО «Факел», Кыргызская республика, создан Международный центр изучения развития личности в условиях непрерывного образования и экспериментального апробирования самоокупаемой модели непрерывного образования «школа – вуз – послевузовское образование – производство» с целью подготовки специалистов в области строительной индустрии и управления производ-ством. Если до сих пор речь шла о новой модели средней общеобразовательной школы, то итогом пятого этапа разработки является модель принципиально новой, непрерывно-интегральной целостной системы образования. Её можно рассматривать как «клеточку», которая размножаясь и модифицируясь в соответствии с особенностями каждого региона, постепенно станет определяющей в социальном организме, именуемом российской системой образования.
Сегодня возникает необходимость перехода разрабатываемой в Текосе модели на новый – шестой этап развития, предполагающий превращение образовательных учреждений этого типа в важнейший фактор непосредственного влияния на окружающую социально-экономическую и культурную среду, прежде всего сельской местности. Такая постановка задачи обусловлена, во-первых, тем, что именно российская и более всего русская деревня переживает демографическую, социально-экономическую и духовную катастрофу, чреватую катастрофой для государственности России. Численность сельского населения и деревень Псковской области, например, за годы либеральных реформ сократилась вдвое, при значительном сокращении количества и жителей городов. Во-вторых, именно школа в современных условиях является важнейшим социально-экономическим и культурным фактором сохранения и развития сельских поселений, что в советское время и особенно теперь не учитывают некоторые учёные, рекомендуя государственным органам проводить укрупнение деревни и школ, мотивируя это экономией бюджетного финансирования. Между тем, следование подобным рекомендациям, как показывает практика, оборачивается многократными экономическими потерями для государства и общества в целом, ибо ускоряет, а нередко является главной причиной самоликвидации русских деревень, а, следовательно, и разрушением сельско-хозяйственного производства. В-третьих, именно щетининская модель сельской школы может быть главным фактором возрождения и даже формирования новых сельских, в том числе сельскохозяйственных поселений. Об этом убедительно говорит опыт В.Ю. Сотника и его единомышленников, которые возрождают заброшенную деревню в Нижегородской области. Они собрали необходимую сумму денег и командировали в Текос пять школьных педагогов, которые в течение года будут там жить и учиться. В данном случае мы имеем ценнейшие теоретические и практические наработки и методические указания о том, с чего именно нужно начинать рас-пространение текосского опыта. В-четвёртых, инварианты Текосской модели разрабатываются и для го-родской местности. Например, в г. Бердске, Новосибирской области, под руководством педагога высшей категории С.А.Степанова в течение 15 лет успешно работали по щетининской технологии экспериментальные классы в рамках обычных школ. Поскольку М.П.Щетинин создавал новую модель образования, работая более сорока лет в сельской местности, постольку именно на селе имеются лучшие условия для её более полного распространения. В частности, созданная в её рамках подсистема разновозрастных и переменных по составу учебных групп, построенных на принципах взаимообучения и коллективной творческой деятельности, открывает широкие перспективы для сохранения и развития так назы-ваемых малокомплектных сельских школ. Академик Щетинин уже видит на горизонте очертания и седьмого этапа развития своей модели, связанного с подведением под неё нового фундамента – первоначальной образовательной ступени с младенческого и раннего детского возраста. Доказано, что трёхлетний возраст – это не начало, а середина процесса развития личности с точки зрения формирования её потенциала, прежде всего, нравственных качеств и творческих способностей. Среднестатистический семилетний ребёнок может легко и радостно освоить около 75% учебного материала, предусмотренного программой средней школы. Кроме того, он может начать плавать раньше, чем ходить, освоить музыкальную грамоту, красиво петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах, свободно говорить на нескольких неродных языках, рисовать, играть в шахматы и разные спортивные игры и т.д. Гигантские различия людей по уровню творческих способностей определяются степенью соответствия уникальных особенностей каждой личности содержанию тех видов самодеятельности, в которых он будет проявлять себя в младенчестве и раннем детстве. Причём, существуют биологически обусловленные возрастные периоды оптимальные для тех или иных видов дея-тельности в качестве доминирующих. Способности, которые в такие периоды не развиваются, постепенно необратимо исчезают по закону, открытому Б.П. Никитиным. Построение дошкольной ступени, позволяющей максимально развивать потенциальные возможности каждого ребёнка, можно сравнить с самой мощной первой ступенью ракеты, определяющей высоту её космической орбиты. Решение этой задачи приведёт к многократному повышению эффективности всей системы образования. Для её экспериментального решения в Текосском лицее необходимы государственные капиталовложения, поскольку решение вопросов биовыживания системы отвлекает от разработки и решения основных, поставленных перед Лицеем задач. Необходимы и стартовые инвестиции для постепенного распространения текосской модели в разных регионах страны. Однако затраты на эти цели несравненно малы по отношению к результатам, которые даст применение разработанных инноваций. Есть достаточные основания утверждать, что система образования, построенная на основе разрабатываемой М.П. Щетининым модели, может стать главным фактором духовного возрождения, а, следовательно, и могущества России как Великой Державы. Высокую оценку работе и благословение на дальнейшую деятельность лицея дали видные деятели Русской православной церкви Митрополит Питирим и Старец Оптиной Пустыни Илий. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй – пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви, отмечая выдающийся вклад М.П. Щетинина в развитие образования в России, подписал ему именной, эксклюзивный экземпляр библии, благословляя на дальнейшее служение во благо отечества. Текосский лицей приобрел всероссийскую и международную извест-ность. В 1999 году лицей был признан одной из лучших педагогических систем мира и стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО, что позволило существенно расширить масштабы работы. Лицей сотрудничает не только с различными регионами, средними и высшими учебно-воспитательными учреждениями России, но также со странами ближнего и дальнего зарубежья. На его базе проходили и проходят стажировку педагоги из Германии, Франции, Словакии, Чехии, Приднестровья, Литвы, Беларуси, Украины, Казахстана, Словении. Для ознакомления с опытом работы Лицея приезжали делегации из Канады, США, Японии, Великобритании, Испании, Малайзии, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Армении, Абхазии и других стран. Нет сомнения в том, что созданный М.П. Щетининым, его коллегами и детьми – Лицей в Текосе – великое национальное достояние России. Ежегодно Лицей посещают делегации многих стран, желая изучить его опыт. В частности, в период с 10 по 21 июля 2010 г. в Лицее проведен международный симпозиум по проблемам развития образовательных систем с участием заинтересованных лиц и организаций Японии, Канады, США, Украины, представителей вузов России. Распоряжением правительства РФ от 5 июля 2010 г. №1128-р Лицей переведен в статус Учреждения ГАН РАО, но Лицей уже сейчас соответствует уровню Феде-рального института экспериментальной педагогики. Юридическая фиксация этого уровня через соответствующее распоряжение правительства позволила бы Лицею гораздо эффективнее осуществлять свою деятельность по распространению и разви-тию разработанной в Текосе инновационной модели системы образования, от чего по нашему глубокому, научно обоснованному убеждению во многом зависит будущее России, поскольку лидирующее место в мире и, в частности, в мировой экономике может занять только страна, имеющая существенное превосходство и лидирующую роль в области образования своих граждан.
Справка подготовлена: главным научным сотрудником ИРОС РАО, научным руководителем Лаборатории интеграции образовательного и научно-поискового процессов Текосского лицея, д. филос.н., профессором, членом Международных Славянской и Педагогической ака-демий, экспертом ЮНЕСКО по проблемам непрерывного образования В.Н. Турченко.
Концепция школы
Обучение в школе основывается на принципе вмещения стандартных систем образования. Практикуется в школе метод «погружений», в котором изучение различных предметов разделено по дням. «Погружения» происходят периодически для изучения и повторения дисциплин, поисков междисциплинарных связей. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также изучение философии и достижений современной науки.
Выделяются следующие особенности методики преподавания:
Раскрытие междисциплинарных связей.
Разновозрастные группы учащихся.
Отсутствие системы классов.
Отсутствие балловой системы оценок.
Комплексный подход к подаче материала.
В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих, в школу принимаются не все. Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует. (Википедия)