Перейти на [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] стр.
Калинина К.В. Лечение и исцеление: возможен ли союз между современной наукой и древним знанием? // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 31-61
Митчел Крукофф (Mitchell Krucoff), кардиолог в Медицинском Центре Дюкского Университета в Северной Каролине, США, предлагает студентам курс “Духовность в Целительстве”. Более десяти лет он принимал участие в клинической исследовательской программе по изучению как физиологических, так и эмоциональных и духовных проблем порока сердца. Он говорит: «В кардиологии, как и в любой другой области медицины, рано или поздно мы встречаем пациента, который так сильно болен, что по всем нашим расчетам вот-вот должен умереть. Однако он продолжает жить. Почти всегда в таких случаях вы находите у него в больничной палате фотографию новорожденного внука, или икону, или любящего преданного члена семьи. И тогда вам приходит мысль о том, что этот человек имеет связь с жизненной силой, которая не дает ему умереть, несмотря на то, что все физиологические показатели указывают на смерть. К несчастью, случается также и противоположное. Молодой, достаточно здоровый человек проходит рутинный диагностический тест и неожиданно умирает. Нередко затем обнаруживается, что он был одинок или страдал от депрессии. Мы еще не постигли сложных причин, стоящих за выживанием одних людей и смертью других. Очевидно одно: нам непременно надо исследовать этот фактор человеческого духа и его роль в здоровье и болезни. Это не означает, что мы отвергнем современные медицинские технологии. Но нам следует открыто признать, что не одни лишь приборы и медикаменты позволяют вылечить человека».
Наука, которая так долго полностью отвергала духовную медицину как предрассудок, сегодня выходит на новый уровень понимания ее принципов. Эзотерическое знание, веками доступное лишь немногим посвященным, считавшееся даром богов, величайшей мистерией, хранимой шаманами, в настоящее время изучается, описывается, анализируется наукой. Достижения духовной медицины вскоре могут превратиться в обыденную часть стандартного медицинского обслуживания. Однако, даже став рутинной процедурой, эти техники исцеления не перестанут вызывать изумление. Загадка будет жить дальше.
Мудрость всех традиционных культур свидетельствует о безграничности человеческого сознания, позитивные и негативные составляющие которого действуют нелокально, удаленно, за пределами человеческого восприятия. Контролируемые лабораторные исследования и сложные гипотезы современной науки снова и снова подтверждают нелокальную природу сознания.
Роль сознания в целительстве ассоциируется с любовью и состраданием. Сначала не приходит в голову мысль, что намерения и молитва могут быть злыми. Однако при более глубоком изучении становится очевидным, что этот феномен имеет комплиментарную природу. Точно так же, как магнит не может существовать без двух полюсов (положительного и отрицательного), целительство не может не иметь две дополняющие друг друга стороны (светлую и темную). Добро и зло изначально присущи человеческой природе и неразделимы. Они стоят в одном ряду с такими взаимодополняющими явлениями как: мужское и женское начало, жизнь и смерть, день и ночь.
Когда доктор Ларри Досси (Larry Dossey) опубликовал в 1993г. свою книгу “Исцеляющие Слова: Сила Молитвы и Медицинская Практика”, на его имя пришло несколько писем от религиозных деятелей, глубоко огорченных его идеями. Их точка зрения на молитву и целительство отличалась от той, что была отражена в книге, и они хотели вернуть автора на путь праведный. Некоторые письма прямо-таки сочились ядом. Их составители обвиняли автора как еретика и богохульника и в красках живописали все ужасы поджидавшей его геены огненной. Тем не менее, большинство корреспондентов убеждали автора, что ошибочность его представлений не может быть вменена ему в вину. Поскольку он находится за пределами их религиозного круга, он просто не может не заблуждаться. Они обещали молиться, чтобы он увидел свет и получил правильное понимание молитвы и исцеления. Сначала автор отвечал на критические письма, выражая благодарность за внимание и заботу. Но однажды он вдруг осознал, что эти люди молились не во благо ему. Они использовали молитву как метод манипуляции и контроля. Они хотели с помощью молитвы вынудить его отказаться от личных убеждений и перейти на их сторону. Их усилия были, по существу, проклятием или приворотом.
Трудно согласиться с существованием темной стороны у молитвы и целительства, но игнорировать этот негативный аспект было бы неэтично. Все традиционные терапевтические методы, такие как медицинские препараты и хирургия, имеют отрицательные стороны. Тогда почему человеческие намерения, используемые в терапевтических целях, должны быть свободны от рисков? Если бы они были совершенно безвредны, то оказались бы единственной абсолютно безопасной терапией, известной человечеству. Это крайне маловероятно. Этические нормы побуждают к раскрытию отрицательных последствий применения лекарственных средств и хирургических операций. Они же должны вести к открытому обсуждению опасности терапии, основанной на использовании возможностей сознания. Человеку свойственно загонять в подсознание свои нежелательные характеристики. Он боится вытащить свои неприятные качества на свет божий и встретиться с ними лицом к лицу. Карл Юнг говорил, что цельный человек тот, кто гулял с Богом и боролся с Дьяволом. Чтобы использовать сознание как зрелую силу в исцелениях, человек непременно следует признать как его позитивные возможности, так и способность приносить вред.
Могут ли мысли и намерения врачей влиять на физическое состояние их пациентов нелокально, на расстоянии? Следует ли считать их важными факторами в терапевтических отношениях, складывающихся между врачом и пациентом? Еще поколение назад такой вопрос никому из медиков не пришел бы в голову. Хорошими терапевтическими отношениями считались отношения на интеллектуальном уровне. Врач получал информацию о пациенте на основании истории болезни, физического осмотра и лабораторных анализов. Затем он принимал (смеем надеяться!) рациональное решение о дальнейших действиях на пользу пациента. Однако существует иная чрезвычайно значимая сторона терапевтических отношений – удаленные, несвязанные, нелокальные воздействия мыслей и намерений врача на его пациента. И нельзя забывать, что эти воздействия могут быть как целительными, так и вредоносными. Всё более ужесточающиеся требования к врачам в системе здравоохранения обостряют их чувство профессионального разочарования. В случае если они не способны справиться со своим враждебным отношением к системе, они могут направлять свои негативные эмоции на пациентов. В результате, появляется не просто раздражительный доктор без хороших манер, а человек, который наносит вред пациентам своими негативными мыслями и намерениями. Если врачи не признают тот факт, что человеческие мысли способны наносить вред, они будут оставаться слепы к тому, насколько опасно может быть их ментальное поведение для их пациентов.
Не стоит отчаиваться, думая о том, что у сознания есть темная сторона, что мысли и молитвы могут не только исцелять, но и разрушать. Как тень уступает место свету, так и болезнь уходит с дороги любви, сострадания и глубокой заботы. Это не означает, что болезнь всегда терпит поражение. Это означает, что болезнь трансформируется через понимание безграничности и бесконечности сознания.
В последние годы связь между здоровьем и духовностью привлекает всё возрастающее внимание современной медицины. Человеку должно быть дано знание об огромной исцеляющей силе его собственного организма. Сознание может запрячь мощнейшие исцеляющие силы квантовой Вселенной, которые намного превосходят любые пилюли в бутылочке. Поняв это, человек возвращает себе ответственность за свое собственное здоровье. Люди, борющиеся с серьезными заболеваниями, получают дотоле неизведанные возможности, сделав сознание центральной силой процесса своего исцеления.
Существует парадоксальное китайское высказывание, которое звучит следующим образом: «Кризис – это возможность, несущаяся на опасных ветрах». Исцеление – это нечто совершенно иное и гораздо большее, нежели просто жизнь без болезней. Нельзя приравнивать физическое состояние человека к его здоровью и целостности. Для исцеления исследование собственной психики и души, ведущие к переменам в сознании, важнее лечения тела. Если человек не осознаёт того, что происходит внутри него самого, он едва ли сможет участвовать в процессе исцеления. Именно изменение и развитие сознания приводят к установлению прямой связи с огромным, универсальным, внутренним целительским потенциалом человека. В западной культуре, придающей несравненно большее значение внешнему по отношению к внутреннему, любые попытки заглянуть внутрь себя в поисках исцеляющей силы представляются чуждыми и крайне сложными. Вместо того чтобы воспользоваться собственными внутренними ресурсами, люди лихорадочно ищут “правильного” врача и “лучшее лекарство”. Опыт свидетельствует о том, что забыть о ведущей и невероятно мощной силе сознания в процессе исцеления означает лишить себя наиболее эффективного медицинского средства, которым располагает человек. Возможно, еще важнее осознать связь между болезнью, сознанием и эволюцией своего высшего “Я”. Физическое заболевание или серьезная травма могут научить человека жить с полной отдачей, с полной реализацией своего потенциала. Это может прозвучать как печальная ирония, однако рак и другие страшные болезни, которые человек привык считать своими злейшими врагами, в действительности нередко оказываются замечательными возможностями для проявления необыкновенных человеческих способностей. Рак – это побочный продукт чувства потерянности и отсутствия смысла в современном обществе. Для лечения рака необходим более целостный, холистический подход к жизни. Исцеление от рака включает в себя исцеление от пустоты, от чувства бессмысленности – процесс, ведущий к более глубокому пониманию жизни и связи с ней. Болезнь может явиться мощным катализатором духовного роста. В момент, когда человек жестоко страдает, происходит нечто чрезвычайно ценное. Этот момент одновременно ломает человека и открывает его. Если человек позволяет себе открытость и восприимчивость, то в его сердце и разуме рождаются очень важные вопросы. Одной из первых, конечно, приходит мысль: «Почему это случилось со мной?» Однако причина болезни всегда скрыта за завесой тайны. С точки зрения Восточной философии, здесь следует вспомнить о карме. Карма не обязательно представляет собой наказание за неправедную предыдущую жизнь. Карма может рассматриваться как возможность совершенствования своего сознания. Болезнь и страдание непременно делают человека более прозрачным для духовного света. Постепенно на поверхность поднимаются действительно глубокие мысли: «Какова природа жизни? Что для меня свято? Что может дать мне ощущение безопасности? Кто я? Почему собственно я хочу жить? В чем состоит ценность жизни?» Многие люди годами бьются над такими вопросами, не находя на них готовых ответов. Ответы возникают и вновь исчезают. Эти вопросы подобны мантрам или коанам. Они должны оставаться в сердце человека всё время, пока он преодолевает свой жизненный путь.
Есть нечто важное, чему могут научить люди, страдающие хроническими заболеваниями. Почти все больные раком сошлись в ответе на вопрос: “Что для вас труднее всего в вашей болезни?” Изоляция. Чувство изоляции от других людей. Принадлежать к какой-то группе, быть частью чего-либо, быть принятым таким, какой ты есть, знать, что твоя жизнь имеет значение для других людей – это фундаментальная человеческая потребность. В этом нуждаются не только больные раком, но и все остальные люди. Только, по какой-то неведомой причине, многие этого не осознают. Они не понимают, что разделенная боль становится болью исцеленной. Люди тысячелетиями помогали друг другу, разделяя боль, потери и горе, и не существует правильных и неправильных способов делать это, а существует забота и внимание. Печально, что люди не осознают, что они важны сами по себе. Важна забота, любовь, внимание… «Все мы говорим или делаем то, что может задеть чьи-то чувства или быть неверно истолковано. Это не страшно. Страшно, если вы, боясь совершить ошибку, остаетесь в стороне от того, кто в вас нуждается», - пишет Лори Хоуп (Lorie Hope) в своей книге “Помоги мне жить” (“Help Me Live: 20 Things People with Cancer Want You to Know”) Изоляция не только болезненна, она ослабляет иммунную систему. Когда присутствует физический контакт или связь в умах и сердцах, тогда такое загадочное явление как воля к жизни действительно усиливается в человеке. Понимание идеи о нелокальности, беспредельности, безграничности сознания позволяет преодолевать чувство одиночества. Рождается ощущение единства со всем живым на планете.
Тяжело больной и страдающий человек зачастую чувствует себя настолько раздавленным и неполноценным, что перестает верить в какую-либо пользу от своего существования. Такое душевное страдание, возможно, намного сильнее страдания физического. Когда человек думает о смысле жизни, ему кажется, что он должен предложить миру нечто впечатляющее. На самом деле, дар может быть небольшим и незаметным. Никто не можем знать заранее, насколько важным и полезным его дар окажется впоследствии. Человеку не дано узнать, когда его деяния принесут плоды. Всего один пример: Шэрон Зальцберг (Sharon Salzberg) была ученицей буддийского монаха и решила собрать описания его медитаций и его наставления в одну книгу. Книга была опубликована крошечным тиражом в 2000 экземпляров. Много лет спустя Шэрон прочитала в прессе об Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi), лидере демократической оппозиции в Мьянме (Бирме), пытавшейся вести бирманский народ к свободе и демократии и помещенной властями под домашний арест на многие годы. С ней жестоко обращались, она осталась совсем одна и была страшно напугана. После освобождения, ей задали вопрос: “Что поддерживало Вас всё это время?” Ответ был достаточно неожиданный: “Я научилась медитировать. У меня была вот эта маленькая книжка, из которой я узнала всё, что было мне необходимо для выживания в заточении.” Это была книга Шэрон. Человек должен верить в то, что рано или поздно его поступки обретут смысл. От человека требуется только прислушиваться к импульсам, подталкивающим его к тому или иному действию. Эти импульсы не обязательно имеют драматическую окраску и высокую духовность. Главное, что они его собственные.
Что открывает сердце человека? Что поднимает его дух? Что пробуждает его страсти и любопытство? Любопытство и любовь – однокоренные слова. То что человек любит и то что привлекает его внимание и захватывает его интерес, увлекает человека вперед к его предначертанию. То, что человек любит, изменяет его взгляд на мир и на самого себя. Очень важно, всегда помнить о том, что любишь. Китайцы считают, что заварочный чайник, которым семья пользовалась сотню лет, сам готовит для тебя чай из залитого в него кипятка. Другими словами: если люди делают что-либо изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение, их жизни пропитываются ароматом этих действий. Если человек занимается тем, что он любит делать, он становится тем, что любит. Это не имеет отношения к магии. Это “духовная физика”. Все духовные традиции, все поэты, мистики и святые, так или иначе, вселяли уверенность, что Бог есть любовь. Значит, живя тем, что он любит, человек неизбежно, шаг за шагом, приходит к Богу. Надо лишь выбрать своей путеводной звездой любимое дело. Любовь рождает надежду.
Человек может жить с разочарованием, но он не может жить без надежды. Все люди на что-то надеются. На краю смерти они надеются на жизнь после смерти. Нельзя отбирать у человека надежду. Невозможно продолжать жить без надежды. Заболев, человек сталкивается с широким диапазоном эмоций. Временами у него голова кругом идет. Его настроение скачет от глубокого отчаяния к удивительному спокойствию и принятию своего состояния, и обратно. Сегодня столько говорят о роли эмоций в исцелении. Все ищут быстрые и простые решения. Но жизнь совсем не проста. Жизнь богата, сложна, загадочна. Вряд ли существует такое явление как опасная эмоция, какой, например, стараются представить злость. Если злость опасна, то вся жизнь опасна. Если печаль опасна, то и жизнь тоже опасна. Злость может оказаться эмоцией, заставляющей человека бороться за жизнь. Разозлившись на несправедливость поставленного ему смертельного диагноза, человек может открыть в себе огромную любовь к жизни и силы бороться с казалось бы неизбежным. Каждая эмоция, каждое чувство несет в себе свою правду. Злость может потребовать от человека перемен в жизни, к примеру, преодоления своей инвалидности. Когда происхождение злости спрятано в подсознании, являясь результатом какого-то давнего события, тогда над этим чувством надо работать, вскрывая и ликвидируя его психологические причины. Но сама по себе злость – это жизненная энергия. Она может выражаться трудным для восприятия образом, но это энергия, хорошая энергия. Опасна депрессия. Но депрессия – это не чувство. Грусть – вот чувство. Грусть, как и любовь, создает связь между людьми. В грусти присутствует что-то от сострадания, к себе или к другим людям. Депрессия парализует. Человек перестает что-либо чувствовать. Он впадает в оцепенение и испытывает отделение себя от жизни, от людей. Он становится совершенно равнодушным к страданиям других людей. Кто поможет ему ощутить значимость своей жизни для окружающих, кто даст ему силы преодолевать испытания?