Перейти на [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] стр.
Калинина К.В. Лечение и исцеление: возможен ли союз между современной наукой и древним знанием? // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 31-61
В практике гомеопатии существует немало сложных моментов, по которым уже более 200 лет не утихают дискуссии. Использование микроскопических доз гомеопатических препаратов представляется весьма подозрительным с точки зрения общепринятых физических механизмов. Типичное гомеопатическое средство может состоять из одного или нескольких веществ (растительного – порядка 60%, животного или минерального происхождения), растворенных в воде в пропорции 1:100^200. Одну каплю вещества растворяют в 100 каплях воды, затем каплю полученного раствора вновь растворяют в 100 каплях воды и так далее – 200 раз. Иногда готовят растворы 100^10.000. Важной частью процесса приготовления раствора является энергичное встряхивание на каждом этапе. Учитывая, что число Авогадро составляет только 10^24, ясно, что в сильно разведенном гомеопатическом средстве не остается ни одной молекулы первоначального вещества. Это обстоятельство является главным аргументом противников гомеопатии, трактующих его как отсутствие материального начала в гомеопатических препаратах. Однако клинические испытания показывают, что чем выше степень разведения, тем глубже действует средство, т.е. тем более сильнодействующим оно становится, достигая самого глубинного уровня болезни - психического. Этот результат противоречит знаниям о химии организма в трехмерном мире, но приобретает смысл при условии признания существования информационно-волновых энергетических полей, наделенных свойством квантовой нелокальности. Тогда можно говорить о гомеопатии как квантовой форме медицины.
Гомеопатические препараты не являются лекарствами в общепринятом смысле, а действуют на весь организм человека лишь как сигнал для запуска программы, корректирующей состояние здоровья. Пока можно только строить догадки относительно того, как действует этот сигнал. Например, согласно Ф.-А.Поппу, биофотоны излучаются электронами, получающими энергию от Солнца. Электроны излучают фотоны света на высших энергетических уровнях, а затем снова спускаются на свои обычные энергетические орбиты. Лист растения, который был сорван давно, испускает биофотоны активнее, нежели только что сорванный листок. Ф.-А.Попп объясняет это следующим образом. В свежесорванном листе ещё действует некая соединяющая сила, т.е. все электроны объединены общим информационным полем - когерентным световым излучением, а некоторое время спустя электроны растения начинают жить обособленной друг от друга жизнью и отдавать энергию вовне. Энергия Солнца с заложенной в ней информацией попадает в организм человека и включает нужную программу.
Вопрос о материальном носителе биологической активности препарата за пределами нулевых концентраций субстрата снимается с повестки дня, если принять в расчет информационно-волновую структуру полей, излучаемых гомеопатическими препаратами, а также теорию структурно-информационных свойств воды. Эта тема ассоциируется, прежде всего, с именем доктора биологических наук Станислава Зенина, разработавшего теорию воды и защитившего по ней диссертацию в Институте медико-биологических проблем РАН в 1999г., а также теоретически обосновавшего механизм действия гомеопатических препаратов.
В последнее время учеными разных стран была сформулирована теория, объясняющая способность молекул воды образовывать кластеры, в структуре которых происходит кодирование информации о тех взаимодействиях, которые имеют или имели место с данным объемом воды. Проще говоря, вода имеет память. Основу этой памяти составляет способность воды сохранять структурно-информационные свойства во времени. При растворении какого-либо вещества в воде происходит изменение ее структурных характеристик. Вокруг ионов, полярных молекул и мицелл возникает двухслойная гидратная (водная) оболочка, состоящая из плотно структурированного слоя молекул воды и рыхлого деструктурированного слоя. Структурированный слой состоит из связанных между собой водородными связями водных кластеров, структура которых зависит от природы гидратируемой частицы. Существуют не только коротко живущие мерцающие кластеры, состоящие из небольшого числа молекул, но и весьма устойчивые образования, включающие в себя уже сотни молекул. Энергетически выгодная структура “квант” воды состоит из 57 молекул. Кванты воды могут взаимодействовать друг с другом и за счет свободных водородных связей соединяться в структуры высшего порядка. Максимальным долгожительством обладает кластер, состоящий из 912 молекул воды. Такие долгоживущие стабильные кластеры несут в себе очень большую энергию и являются “ячейками памяти”. Это объемные структуры (тетраэдры, додекаэдры и др.), на гранях которых записывается информация с крайне высокой плотностью. Даже в небольшом объеме воды присутствует огромное количество кластеров. Водная среда представляет собой как бы иерархически организованный жидкий кристалл.
Гомеопатические препараты излучают тонкие физические поля, несущие информацию об их целебных свойствах. Чтобы перенести эту информацию в структуру кластеров, необходимо подвергнуть воду интенсивному встряхиванию. После такой операции каждый кластер становится элементарным источником излучения лечебной информации, а совокупность кластеров придает всему объему гомеопатического раствора голографические свойства, т.е. превращает его в информационную голографическую матрицу. Каждое последующее разведение и встряхивание увеличивает число активных кластеров, увеличивая тем самым терапевтическую активность препарата.
Организм взрослого человека на 70-80 % состоит из воды. Совершенно очевидно, что структурированная вода в клетках и межклеточном пространстве человеческого организма играет огромную роль в процессе программирования психофизического состояния человека. Структурированная вода записывает и передает волновую информацию электромагнитных и тонких физических излучений, проникающих в организм человека извне. Она объединяет человека с окружающим его миром, интегрирует часть с Целым. Вот только, с каким именно Целым? Главным целительским принципом является возобновление связи с Природой. Этот принцип отражает смысл слова “исцеление”. Исцелять – значит, делать целым. Движение к целостности характеризуется духовным ростом и трансформацией. Многие великие духовные традиции несут в себе мысль о том, что разделение (между людьми, между Богом и людьми) порождает страдание, а воссоединение исцеляет. Гомеопатия привнесла в целительский процесс понимание духовных корней болезней. Нарушения функций организма, бросающиеся в глаза медику, имеют под собой гораздо более глубокие и менее заметные состояния беспорядка, из которых проистекает заболевание. Эти состояния связаны с подсознанием человека, с его невысказанными взглядами и представлениями о мире и его месте в этом мире, которые могут быть очень мучительными. Это уровень, на который не могут проникнуть даже опытные психотерапевты, потому что для него пока не существует научно-обоснованных концепций. На этом уровне расположились крайне разрушительные аспекты существования человека на планете Земля, ведущие к экологической катастрофе и бесконечным страданиям. Гомеопатия содержит в себе ключ к выходу на этот уровень человеческой психики, к возможности его исследования и исцеления. Существуют гомеопатические средства, которые действуют на очень глубоком уровне. Надо лишь разумно их использовать – во благо, а не во вред!
А пока людям приходится пользоваться синтетическими медикаментами, чтобы сделать первый шаг из того болота причины и следствия, в которое они себя загнали, первый шаг на пути к подлинному исцелению. Синтетические лекарства часто включают в себя вещества, никогда ранее не существовавшие на этой планете. Человек берет природные субстанции и расщепляет их на части, некоторые их которых весьма необычны, если не сказать токсичны. Когда медикаменты создаются на основе разделения, как могут они нести в себе послание об исцелении, о целостности? Как может их воздействие стать исцеляющим, когда сами они являются выражением расщепления и фрагментарности? Разумеется, нередки случаи, когда использование фармацевтических препаратов сохраняет жизнь человека в той ужасной неразберихе, в которую люди превратили этот мир. Лекарства позволяют купить время, но их побочные действия рано или поздно уничтожают человека физически, а еще раньше морально. Лекарства можно использовать, чтобы не дать боли и страданиям убить человека до того, как будет найдена дорога к подлинному исцелению. Медикаментозное лечение не служит исцелению. Оно расправляется с болью, подавляя естественный импульс биологической системы человека двигаться через страдание к исцелению. Чтобы перестроиться, необходимо преодолеть состояние кризиса и дискомфорта, а люди всеми силами стараются избавиться от этого состояния с помощью лекарственных препаратов. Правильное гомеопатическое лечение не должно подавлять болезнь и загонять её на более глубокие уровни, а должно продвигаться к всё более поверхностным уровням. Иногда процесс исцеления имеет направление прямо противоположное уничтожению симптомов, усиливая их. Исцеляющий кризис! Ни в коей мере целитель не стремится породить боль и страдание. Но иногда необходимо усилить остроту восприятия. Человек должен хорошо осознать свою боль прежде, чем он сможет найти ресурсы для выхода за пределы состояния, порождающего эту боль. Редко кто представляет, насколько талантливо тело человека, и верит, что человеческий организм способен на такое чудо как исцеление. Момент исцеляющего кризиса скорее психологический, нежели физический. Физическое состояние остается почти без изменений, зато человек обостренно ощущает, насколько скверным стало его положение… и начинает сознательно культивировать в себе жизнь.
Молекулярная биология и биохимия не стоят на месте и продолжают лихорадочные поиски эликсиров здоровья и вечной молодости. «Скоро мир будет сходить с ума из-за наших биорегулятров, в переносном смысле, конечно,» - уверен Владимир Хавинсон, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии РАМН. При ближайшем рассмотрении вопроса складывается впечатление, что последнюю часть утверждения ученого можно с легкостью отбросить. Реклама пептидных биорегуляторов как избавителей человечества от всех недугов больших и малых, и как источника полноценной жизни аж до 100-120 лет, приобретает всё больший размах. Сказки Владимира Хавинсона не менее занимательны, чем футуристические фантазии Рэя Курцвайла, собирающегося дожить до эпохи всеохватывающих нанотехнологий, которые сделают его бессмертным. Пептидные биорегуляторы, вероятно, могут дать ему шанс “прожить достаточно долго, чтобы жить вечно”. Беда в том, что на технологически истерзанной планете в ближайшем будущем не останется чистых трав, на которых можно было бы вскармливать абсолютно здоровых животных, чьи органы требуются для производства биорегуляторов. И почему, собственно, молчат “зеленые” борцы за права животных?! Зверь, он ведь тоже хочет жить долго и счастливо на этих самых свежих и чистых кормах. А тут еще зашел модный ныне разговор об отрицательном эффекте фактора страха, возникающего у забиваемого животного и передаваемого человеку-пожирателю мяса и прочих останков убиенного. Ученые задумались и повернули мысль, вроде бы, в верном направлении: коль не хватает природных исходных материалов, следует создавать синтетические аналоги препаратов. Здесь стоит сказать несколько слов о пептидах и их свойствах.
Пептиды – это очень короткие белки. Они состоят из аминокислотных остатков, как цепочка из звеньев, и бывают разной длины. Полипептиды состоят из сотен аминокислот. В простых пептидах меньше 10 аминокислот. Биорегуляторные сигнальные пептиды (ди- и трипепдиды) - самые мелкие и короткие. Их размер 10 в 11 степени нанометра, равного одной миллиардной части метра. Оказывается, в человеческом теле уже давно ползают крошки-лекари, эдакие природные “нанороботы”, переносящие целительную информацию от одной клетки к другой. Добравшись до клетки-мишени, пептид заставляет ее отреагировать на своё появление изменением метаболизма (обменных процессов). Пептиды тканеспецифичны, т.е. для каждого типа ткани подходит только свой пептид. Воздействовать на клетку пептид может разными путями. Один из способов передачи сигнала - это связаться со специальным рецептором на поверхности клетки, который под влиянием регуляторного пептида немного изменяет свою пространственную организацию и запускает в клетке целый каскад реакций. Другая возможность регулировать метаболизм клетки - это напрямую изменять транскрипционную активность какого-либо гена, связываясь с определенным участком ДНК и включать синтез определенных молекул РНК (а в результате, белка). Зачем пептиды “пристают” к клеткам? С благими намерениями. Все клетки организма постоянно синтезируют и поддерживают необходимый уровень белков. Синтез белков может снижаться или увеличиваться в зависимости от различных стрессовых для организма ситуаций: при физических или эмоциональных нагрузках, климатической или иной адаптации, ослабленном предболезненном состоянии. Короткие пептиды помогают нормализовать этот процесс. Белки участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности клетки и, таким образом, регулируют жизненно-важные функции организма (в том числе, процессы старения). С возрастом клеткам все сложнее вырабатывать белки. В каждом цикле деления клетки концевые участки хромосом, или теломеры, становятся короче из-за неспособности ДНК-полимеразы синтезировать копию ДНК с самого конца (феномен концевой недорепликации). Согласно теломерной гипотезе прогрессивное укорочение теломер приводит к тому, что они достигают какой-то критической минимальной длины, когда сенсорные системы начинают распознавать их как аномальные структуры ДНК и вызывать остановку клеточного цикла, подобно тому, как это происходит при ДНК-повреждающих воздействиях. Последующий апоптоз большинства клеток предопределяет старение как биологическое явление. Существует специальный фермент теломераза, который при помощи собственной РНК-матрицы достраивает короткие повторяющиеся последовательности концевых ДНК хромосом и удлиняет теломеры. В большинстве дифференцированных клеток теломераза заблокирована, она активна только в стволовых и половых клетках. Под действием пептидов может происходить активация теломеразы и удлинение теломер. Клетки обретают вторую молодость.
Звучит всё вполне убедительно, однако… обратный путь репликации ДНК, т.е. путь от РНК к ДНК, противоречит центральной догме молекулярной биологии утверждающей, что транскрипция и трансляция возможны только на матричной основе и в последовательности от ДНК к РНК к белку. Механизм синтеза концевых хромосомных ДНК, названный альтернативным удлинением теломер (Alternative Lengthening of Telomeres mechanism или ALT), является одним из фактов, свидетельствующих о возможности безматричного (нематериального) синтеза биологических носителей информации. По механизму альтернативного удлинения теломеры удлиняются без участия теломеразы. Механизм ALT был найден в раковых клетках, и именно он отвечает за способность этих клеток делиться неограниченное количество раз. Детальное понимание этого механизма в будущем прольёт свет на разработку противораковых препаратов. Возможно, что такой же или подобный ему механизм работает в нормальных клетках. Этот механизм не удается объяснить исходя из представлений современной молекулярной генетики. Сама собою напрашивается гипотеза информационно-волновых взаимодействий. И всплывает в памяти таинственное слово прионы…