Перейти на [1] [2] [3] [4] стр.
Яцкевич К.В. Духовность и медицина // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 22-30
Кто-то может подумать, что в этом вопросе именно психологии с психотерапией принадлежит пальма первенства «гармонизатора» человеческой природы, но в действительности это не так. Психология с психотерапией только маскируют проблемы психики, усыпляя внимание и переключая его или перенося акценты с одних вещей на другие. При этом ни психология, ни психотерапия не отвечают на самый главный вопрос - вопрос о смысле человеческой жизни и о том, что бывает с человеком после его смерти.
Ни психология, ни психотерапия не дают и не могут дать убедительного ответа на вопрос о том, откуда человек получает нравственный закон жизни.
Отвечая на вопрос о смысле жизни, и психология, и психотерапия дают сугубо земной, т.е. конечный и смертный (как и сам человек), ответ, что человек живёт для своего счастья. К сожалению ни психологи, ни психотерапевты просто не знают вечной и Божественной природы высшего нравственного закона и потому искренне полагают, что со смертью для человека заканчивается всё, ибо потом ничего нет.
И только духовность говорит человеку о том, что в действительности это, конечно же, далеко не так. Только духовность говорит человеку о том, что он живёт на земле для познания и воспитания качества любви и что со смертью для человека не заканчивается абсолютно всё. Только духовность говорит человеку о том, что после смерти телесной человек получает уникальную возможность продолжать своё существование, только уже не в телесной, а в духовной форме, но сохраняя при этом благодаря своей вере и любви и свою душу и осознанность себя. Только духовность говорит человеку о том, что жизнь в духовном состоянии – это тоже жизнь, хотя и совершенно другая, но абсолютно реальная и наполненная глубоким смыслом и переживаниями, которые могут быть как радостными и светлыми, так и глубоко скорбными. Только духовность говорит человеку о том, что именно своей жизнью на земле, её правильностью, нравственностью и чистотой и определяется то, что будет ждать человека после смерти вечная радость или вечная скорбь. И, конечно же, только духовность говорит человеку о том, что Бог любит человека всегда и везде и хочет в нём видеть не своего раба, а своего Сына. Иными словами Бог хочет видеть человека равным Себе во всём и потому даёт человеку уникальную возможность ещё при жизни как бы наработать свой духовный вклад и свою личную Божественность в виде любви, нравственности и культуры. Только духовность даёт ответ на самый главный вопрос о том, что высший нравственный закон жизни человек не может создать для себя сам ни при каких условиях. Он может только получить этот закон и получить его он может только от Бога, как высшей нравственной и духовной инстанции. Вот какова огромна роль и значимость духовности для «правильного» понимания жизни.
Говоря о «правильности» человеческой жизни и её нравственности, невольно сам собой встаёт вопрос о т.н. греховности человеческой природы, проявляющейся в склонности человеческой натуры ко греху (страстности его природы).
В данной связи есть одно очень интересное наблюдение, также наглядно свидетельствует в пользу повышения в последнее время интереса к духовности. В марте 2008 года епископ Католической церкви Джанфранко Джиротти (Gianfranco Girotti) в интервью официальной газете Ватикана «L'Osservatore Romano» заявил о том, что не следует забывать о тех негативных изменениях, которые имеют место в современном проявлении смертных грехов в условиях нарастающих тенденций ухудшения экологии, социальной сферы, нравственных устоев и т.д. В этой связи епископ предложил расширить список известных грехов, дополнив его т.н. новыми видами прегрешений, свойственных нашему времени, в числе которых он назвал:
- нарушение принципов «биоэтики» в виде сомнительных с точки зрения морали и нравственности биологических экспериментов (со стволовыми клетками, структурами ДНК и т.д.)
- загрязнение окружающей среды
- углубление разрыва между бедными и богатыми
- чрезмерное обогащение части людей
- способствование обеднению значительной части населения
- употребление наркотиков и др.
Данное обстоятельство, как и жертвенный жест со стороны иллюминатов, является самым наглядным подтверждением того, что в наше время идёт процесс разрушения моральных и нравственных ценностей современного общества и духовенство вынуждено вмешиваться в этот процесс для поддержания естественной гармонии, чтобы мир не скатывался в бездну алчности, соперничества, эгоизма и нравственной деградации.
Именно поэтому, суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что духовность для человечества является в наши дни своего рода главным средством спасения от надвигающейся техногенной, нравственной и экологической катастрофы. Именно поэтому многие сферы человеческой деятельности и в первую очередь медицина, которая находится на самом острие проблем здоровья, начали проявлять столь пристальное внимание к категории духовности.
Говоря о проявлении духовности в современной медицине, нельзя обойти вниманием тему деонтологии и биоэтики, которая стала чрезвычайно важна в последнее время в связи с созданием целого ряда новых биотехнологий в таких областях, как:
- паллиативная медицина (технологии обезболивания и эвтаназии),
- трансплантология (технологии забора донорских органов),
- психиатрия (технологии лечения различных видов зависимостей и расстройств на основе нейролингвистического программирования и кодирования сознания и подсознания),
- генный инжиниринг (технологии генной трансфекции и репарации структуры ДНК),
- клонирование организмов (манипуляции со стволовыми клетками и структурами ДНК)
- биомодулирование с использованием нанотехнологий (технологии создания управляющих устройств, вживляемых в различные органы организма ) и др.
Отдельной темой, требующей самого серьёзного внимания, является тема различных биомедицинских исследований на человеке и на животных. Все эти направления требуют от исследователей не просто высокой, а высочайшей нравственности, что возможно опять-таки только на истинно духовной основе.
Не меньшую значимость духовность играет сегодня и применительно к здоровью каждого отдельного человека в его повседневной жизни с точки зрения организации её «правильности». Говоря о способах поддержания здоровья, несложно понять, что духовность интересует человека и современную медицину, конечно же, не в аспекте «чудотворности» её методов, а прежде всего, в аспекте нравственности и обеспечении нравственного подхода человека к своей жизни. Понятно, что именно нравственность обеспечивает эту самую «правильность» организации всей человеческой жизни лучше любых психологических и психотерапевтических приёмов. В то же время нравственность, как мы уже знаем, является выражением духовных законов жизни и предполагает веру в Бога. В этой связи духовность вполне правомерно рассматривать, как нравственный подход человека к жизни, который обеспечивает ему наилучшее качество и максимальную продолжительность его жизни. Если поднять эту планку ещё выше, то можно сказать, что нравственный закон обеспечивает человеку не только возможность сохранения здоровья, но больше того, он обеспечивает ему возможность реальной духовной эволюции и приближения по своим нравственным качествам к самому совершенству - к Богу. Иными словами, нравственный закон обеспечивает человеку Богоподобие. Вот тот самый главный и ключевой смысл благодаря которому духовность так интересует сегодня медицину, независимо от того осознаёт она это в полной мере или нет. В то же время в числе факторов повышенного внимания к духовности со стороны науки и медицины можно назвать и т.н. естественнонаучный фактор, который связан с более глубоким исследованием самого человека, как единой и взаимосвязанной системы дух – сознание – тело.
Говоря о современной медицине, можно уже смело сказать о том, что она в последнее время всё больше становится по своей сути холистичной, т.е. целостной и потому всё больше смотрит на человека, как на нечто целое. Если ещё не так давно отчётливо просматривался сугубо физиологический и бездушный взгляд на организм человека, как на «тушку» для препарирования, то сегодня благодаря успехам психологии и психотерапии, медицина всё больше видит человека, как единую систему дух – сознание – тело, не замыкаясь только на плоти (телесном здоровье) или сознании (психическом здоровье). Иными словами, категория человеческого духа и, соответственно, его духовного здоровья становится для медицины всё более значимой частью категории общего здоровья человека.
Развитие таких направлений медицинской помощи, как паллиативная медицина и хосписное дело, амбулаторный уход и др. где речи об излечении (тела), уже не идёт, а все усилия направлены только на качество жизни (и смерти) человека, всё больше даёт медицине оснований говорить о важности духовного здоровья, как самостоятельной категории здоровья человека. Это связано в значительной степени с тем, что именно духовность человека определяет его отношение к собственной смерти, а значит, и его духовное и эмоционально-психологическое состояние в заключительный период жизни.
И действительно, опыт работы многих медиков в учреждениях паллиативной помощи и хосписах даёт, пожалуй, самый наглядный пример и подтверждение того, насколько важна категория духовного здоровья в общей составляющей понятия здоровья. Ведь в учреждениях паллиативной помощи и хосписах священники и сёстры милосердия трудятся наравне с медицинским персоналом, при этом духовная помощь востребована пациентами подчас не меньше, а даже больше, чем медицинская. В соответствии с данными ряда исследований, проведённых среди пациентов хосписов, было выяснено, что качество жизни человека от медицинской помощи зависит только на 10 - 15%, тогда как все прочие аспекты, включая психолого-социальные и духовные составляли 85 - 90%.
В ещё большей степени роль духовности возрастает при оказании помощи в самый заключительный период жизни (End-of-Life Carе) человека. В этот период духовность целиком и полностью становится доминирующим аспектом, определяющим качество уже не столько жизни, сколько смерти человека. Именно в этот период духовность даёт человеку невидимый поручень для того, чтобы ступить на символичный паром, который должен отправиться с одного берега реки забвения для того, чтобы переправить человека и его душу на другой берег духовного мира.
Таким образом, значимость аспекта духовности в общей системе медико-социальной, психологической и духовной помощи проявляется в наиболее полной мере именно в заключительный период жизни человека. Отсюда становится понятно насколько трудно дается понимание духовности и Бога молодым людям т.е духовно «не зрелым» и насколько важна духовность для взрослых и пожилых людей, являющихся духовно более «зрелыми». Самое удивительное во всём этом то, что сама духовность выступает в жизни человека по мере его взросления и созревания как то, что в прямом смысле «вызревает» в нас, как невидимый плод, который должен быть кем-то сорван или пожат. Для многих верующих людей не является секретом то обстоятельство, что этим кем-то, для кого и «вызревает» на нашем теле и сознании наша духовность является конечно же ни кто иной, как Сам Господь Бог.
Говоря об использовании духовности в современной медицине, следует обязательно подчеркнуть то обстоятельство, что в зарубежной практике оказания онкологической, сестринской, гериатрической, а также паллиативной помощи, духовность давно уже используется как самостоятельное направление. Во многих крупных медицинских центрах онкологической и паллиативной направленности духовенство, священники, капелланы и сестры милосердия представлены не как вспомогательный, а как основной персонал лечебного учреждения, который наравне с медиками и психологами оказывает целый ряд соответствующих духовных услуг.
Так, в последнем варианте Рекомендаций Евросоюза по организации паллиативной помощи, который называется White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe (2009) в числе единиц основного персонала для оказания помощи в процессе ухода за тяжело больными людьми содержатся ставки штатного священника и координатора по организации духовной работы. Данные специалисты должны быть доступны круглосуточно в течение всего рабочего дня (части рабочего дня).
В ряде крупных онкологических центров, включая такие как Центр MDAnderson (США), Слоан- Кеттеринг (США) и др. духовный персонал также входит в число основного персонала медицинского учреждения, а услуги духовников включены в программы работы с пациентами на всех этапах и стадиях лечения тяжелых недугов. Аналогичная ситуация сегодня во многих крупных медицинских и реабилитационных центрах во всём мире.
Это всё лишний раз говорит нам о том, что духовность постепенно возвращает сданные за годы господства воинствующего атеизма позиции и всё больше становится социальным гарантом нравственности и культуры человеческих отношений. Это лишний раз говорит нам всем о том, что роль духовности в вопросах всех видов здоровья – и здоровья нравственного, и здоровья психического, и здоровья физического будет только повышаться. Это лишний раз говорит нам всем о том, что аспект духовности сегодня является неотъемлемой частью современной медицины. И это лишний раз говорит нам о том, что каждый человек, будь то здоровый, или имеющий какой-либо недуг, должен непременно открыть для себя факт собственной духовности для того, чтобы с полной осознанностью и ответственностью идти по жизни нравственно и духовно здоровым, будучи ведомым нравственным законом, полученным от Бога, а не порочными страстями, взращиваемыми в нас эгоизмом, и приводящим нас в итоге к болезням и страданиям, как в этой жизни, так и жизни вечной.
Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущей образованностию мира - этим буйством в отношении к Богу.
Святитель Игнатий Брянчанинов
("Слово о смерти")
К.В. Яцкевич
info@rak.by
В статье использованы выдержки из научной работы автора по теме «Стратегия создания комплексной системы дополняющей помощи онкологическим больным в Республике Беларусь». МАИТ, г. Минск, 2006 г.
Научный руководитель - д.м.н., профессор, лауреат Государственной Премии РБ, академик МАИТ, основатель направления научной радиологии в РБ, главный онколог-радиолог г. Минска - Галина Владимировна Муравская
Консультант - академик МАИТ, врач-терапевт, руководитель научно-медицинского центра Агния - Людмила Юрьевна Мазаник
Рецензент - врач-онколог высшей категории, член МАИТ, экс министр здравоохранения РБ - Инесса Михайловна Дробышевская