Яцкевич К.В. 12 вопросов о раке или христианское понимание первопричин онкологических заболеваний и возможности их лечения // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 4-12
10. А какова на Ваш взгляд роль самой духовности в процессе лечения, её можно как-то определить или нет?
На мой взгляд, роль духовности в процессе лечения онкологического заболевания огромна. Этот вопрос, к сожалению, пока ещё выходит за пределы доминирующих научных представлений. Я убеждён, что через одухотворение и развитие духовности возможно наиболее эффективное лечение этого недуга, вплоть до полного и безрецидивного исцеления, но это очень не простой и длительный путь, требующий определённой внутренней зрелости и готовности, а среди онкологических пациентов, к сожалению, очень не много верующих и склонных к вере людей. Среди онкологических пациентов, если можно так выразиться, больше «тёмненьких», чем «светленьких». Поэтому далеко не каждый человек (пациент) готов к этому пути. Вместе с тем, духовность, как и религиозность, не является 100% гарантией и защитой от рака. Из истории известно немало случаев заболевания раком среди священников и глубоко верующих людей. К примеру официальной причиной смерти известной болгарской прорицательницы Ванги был рак молочной железы. Но это всё же скорее исключения из общего правила. А правило говорит о том, что при таком недуге, как рак, кроме лечения тела, нужно первостепенное значение придавать лечению души и духовной помощи. Именно поэтому я придерживаюсь той точки зрения, что во всех лечебных учреждениях онкологического профиля должен быть дежурный священник и соответствующаяя группа духовно-психологической поддержки пациентов и их родственников. Мне всегда очень тягостно посещать онкологические учреждения и прежде всего по той причине, что там царит атмосфера какой-то неизъяснимой человеческой тяжести и обречённости. Там ещё очень мало света духовности, я бы так сказал.
11. Константин Владимирович, а что бы вы могли порекомендовать тем людям, которые только получили известие о таком страшном и тяжелом недуге, как рак ?
Прежде всего, я бы им порекомендовал ни в коем случае не падать духом и не опускать рук перед болезнью, расписываясь в собственной беспомощности. Также я бы порекомендовал им не паниковать, не суетиться и не кидаться во всевозможные тяжкие или крайности. И ещё я бы порекомендовал им до начала лечения, т.е. любого лечения независимо от метода, в самом общем виде ознакомиться с противораковой программой 12 шагов, которая и представляет собой алгоритм духовной работы в процессе лечения рака. В основе программы принцип покаяния. Это ключевой принцип, поскольку именно покаяние выступает основой для духовного преображения. У Игнатия Брянчанинова есть замечательные слова: Иоанн повернулся ниц на молитву и услышал глас: "Един час покаяния её (Таисии) принят паче долговременного покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения". Иными словами глубина и сила покаяния являются ключевым фактором исцеления души. Данная программа рекомендуется для всех онкологических пациентов. Вот основные шаги:
Шаг № 1 - Преодоление стресса после получения известия о диагнозе
Шаг № 2 - Осознание своего диагноза
Шаг № 3 - Принятие своего диагноза и знакомство со своим недугом
Шаг № 4 - Работа над ошибками - фундамент для последующих изменений
Шаг № 5 - Покаяние перед Богом и самим собой за собственные ошибки
Шаг № 7 - Принятие Слова Божьего в форме Учения Иисуса Христа (др. пророков) в своё сердце и сознание
Шаг № 8 - Осознание цели своего исцеления на основе богоцентризма и понимания, что с Божьей помощью я смогу это сделать.
Шаг № 9 - Подготовка к лечению и преображению в Святом Духе
Шаг № 10 - Комплексное лечение онкологического заболевания с верой в Бога
Шаг № 11 - Реабилитация и духовно-психологическая адаптация после курса лечения
Шаг № 12 - Профилактика и закрепление результата лечения путём помощи другим онкологическим пациентам в понимании Программы 12 шагов.
12. Как Вы думаете, есть ли у человечества шансы победить рак окончательно?
Вы знаете, Виктория, я уже отвечал в одном интервью на этот вопрос. Мне, посвятившему более 10 лет жизни пониманию этого недуга и работе с тяжело больными, очень бы этого хотелось. Но по-моему к очень большому сожалению в обозримом будущем этого не случится по той простой причине, что человечество ещё попросту не готово нравственно к тому, чтобы выходить на уровень корректировки первопричин этого недуга, ведь это уровень Самого Господа и Святого Духа. Иными словами нам в ближайшие десятилетия нужно будет учиться жить с этим тяжелым недугом. Единственное, что будет в наших силах - это уменьшение бремени страдания от этого недуга т.е. улучшение качества жизни, а также увеличение сроков дожития. Безрецидивное излечение и исцеление, останется уделом достаточно ограниченной части пациентов, которые сами откроют в себе внутренние духовные силы и ресурсы. Для всех остальных и прежде всего пожилых людей, к большому сожалению, рак останется по большей части пока ещё непобедимым. Я так думаю. Именно поэтому качество жизни онкологических больных - это сегодня такой же главный фронт борьбы с раком, как и разработка новых методов лечения. Иными словами, это не значит, что человечеству нужно опускать руки перед этим недугом, но это значит, что нужно переносить акцент с разработки одних только технологий лечения, на разработку технологий социально-психологической и конечно же духовной помощи, на разработку технологий улучшения качества жизни и что крайне важно! качества смерти онкологических больных. Именно по этой причине нужно больше уделять внмания развитию таких направлений, как паллиативная медицина, комплементарная медицина, психоонкология, духовность в медицине и т.д. В то же время на практике во всяком случае у нас в Беларуси происходит прямо противоположное. Как ни грустно мне это говорить, но в Минске по совершенно абсурдному решению чиновников комитета по здравоохранению Мингорисполкома был закрыт Городской центр паллиативной помощи и организации сестринского дела, где трудился очень слаженный коллектив профессионалов амбулаторного ухода, использующий метод паллиативной команды и самые передовые медико-социальные и духовные технологии оказания помощи. В этом Центре работал и я. С 1-го октября Центр ликвидирован. Вот такие парадоксы сегодня в системе беларуского здравоохранения. Однако, время всё расставит по местам.
С Богом, дорогие мои. Спаси Господи.