Яцкевич К.В. 12 вопросов о раке или христианское понимание первопричин онкологических заболеваний и возможности их лечения // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 4-12
5. Константин Владимирович, существует расхожее мнение о том, что рак в духовном плане связан с таким качеством, как непрощённая кому-то обида. Насколько это по-вашему верно?
По-моему, это верно лишь отчасти, поскольку обида – это далеко не единственное отрицательное качество, которое отягощает душу человека и удаляет его от Бога. В числе известных всем семи, а по Игнатию Брянчанинову восьми смертных грехов, кроме обиды, есть печаль (в смысле тоска и огорчение) и уныние (в смысле отчаяния и бесчувствия). А обиды как таковой или как отдельного смертного греха, там нет вообще. В православной духовной традиции известны следующие греховные страсти смертной природы: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Мне кажется, что обида и в т.ч. на людей, на весь мир, на себя – это как бы то общее и собирательное душевное состояние человека, которое весьма тягостно угнетает его на протяжении длительного времени и, тем самым, ослабляет. Но действует оно не прямо, а косвенно, как фон, ослабляя на протяжении длительного времени все защитные силы организма и душевные силы в т.ч. силы иммунной системы и позволяя проявляться на этом фоне всем прочим отрицательным факторам. По-моему ничто так не ослабляет и не разъедает душу, как состояние обиды на весь мир. Кстати, здесь опять же всплывает аспект духовности. Заметьте, непрощённая обида. т.е. мало того, что это обида (о-беда, уныние и печаль), так она ещё и непрощённая, а затаённая в душе, как старый ржавый гвоздь в заборе, за который постоянно цепляешься и раздираешься в кровь. Духовный человек по определению не может себе позволить в течение длительного времени подобного душевного состояния, поскольку духовности или богоподобию свойственны качества любви, незлопамятства и всепрощения. Т.е. иметь непрощённую, неосознанную, неотработанную и потому тягостную обиду в душе может только в значительной степени малодуховный или бездуховный человек и это можно считать его грехом невежества. Кроме того, Вы же понимаете, что если на обиду накладывается ещё целый ряд отрицательных факторов и вредных привычек, то какая это получается ядовитая смесь и для души и для тела. Я думаю так.
6. С этим можно согласиться, Константин Владимирович, но как тогда с точки зрения той же обиды или любого другого отрицательного душевного качества можно рассматривать причины врождённой и детской онкологии, особенно, в младенческом возрасте, если дети как ангельские сущности ещё попросту не могли успеть нагрешить?
Ещё один хороший вопрос. На него, действительно, ответить не так-то просто, особенно с научной точки зрения, а вот с духовной, как раз таки и возможно. Дело в том, что душа человека - это категория вневременная. Временно и бренно только тело, а душа бессмертна и потому некоторая информация, включая и долги, могут переходить для отработки детям от родителей, как говорится, по наследству. Евангелие говорит – «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (с этими словами Бог обращается к Моисею). Отсюда видно, что т.н. грех души, как и хула на Бога со стороны какого-либо человека может передаваться по наследству вплоть до четвёртого поколения и время когда этот грех будет проявлен в той или иной форме не определено. Поэтому новорожденные и дети, естественно, могут страдать и страдают не за свои грехи, а вероятнее всего за грехи их родителей, дедушек с бабушками, прадедушек с прабабушками, а также прапрадедушек с прапрабабушками. Кроме того, дети могут страдать и за т.н. грехи всего человечества, особенно, когда эти грехи проявляются в виде ужасного экологического и психоэкологического загрязнения окружающей среды. К сожалению нужно признать, что мы с вами живём сейчас в очень грязное в экологическом отношении время и количество этой грязи, включая эмоциональную и психическую, постоянно увеличивается. Поэтому тут не чему особо удивляться. Мы все одна семья и все связаны общей связью. Если где-то были захоронены радиоактивные отходы, где-то слиты в реку отходы химического производства, где-то отравлен ядовитыми газами воздух, то всегда найдётся тот беспечный, который невольно пострадает от этого и его семя примет на себя бремя страдания за отравление и уничтожение природы. Это также нужно учитывать, говоря о детской онкологии.
7. Константин Владимирович, а можно ли как-то определить с духовной точки зрения сам механизм возникновения и прекращения такой болезни, как рак?
Говоря об онкологических заболеваниях, боюсь, сделать это вряд ли возможно и с духовной и с научной точек зрения. Дело в том, что данное заболевание выходит за рамки самого глубокого из известных науке уровней живой материи, - уровня структуры ДНК. Я уже говорил, что Господь сподобил меня прикоснуться ко многим тайнам рака и я знаю, что первопричины этого недуга коренятся на уровне души человека, точнее её тонкой материи. Но это знание выходит за пределы человеческого понимания, поскольку касается природы высшего и священного. Иными словами уровень причинности рака – это уровень высших биоинформационных возможностей и он для нас пока ещё закрыт и я думаю правильно, поскольку нельзя прикасаться к божественному грязными руками, точнее умами. Пусть на меня не обижаются медики и учёные, но у большинства из них ещё грязные умы. Мы ведь все грешны и все мы только люди, но мы не Боги и не ангелы, а потому весьма ограничены для того, чтобы проникать в тончайшие сферы божьего промысла. Здесь можно применить понятие таинства. Исходя из практического опыта, я могу только предполагать, что в основе канцерогенеза лежит искажение и разрыв тончайших связей человеческой души с Богом в результате ряда неких сложных процессов. Точно также я могу только предполагать, что именно по этим незримым и тончайшим связям, которые недоступны никакой современной науке, через человека течёт Сам Дух и следовательно это эпостасия Духа. Я знаю точно одно, у духовных людей эти связи с Богом всегда в душе сохранены, а у бездуховных людей они сохранены лишь частично. Если развивать эту мысль и дальше, то можно предположить, что именно эти связи лежат в основе информационной структуры ДНК и именно они обеспечивают нас информацией и энергией жизни от Самого Господа. Когда они искажаются или разрываются, мы по всей видимости и лишаемся поддержки Святого Духа и связи с Богом. Но как это происходит, как клетка теряет свою изначальную генетическую информацию и из "коллективиста" становится "эгоистом" и "паразитом", я вам сказать не могу, поскольку это таинство Духа. Единственное, что нам доступно для понимания – это общее осознание назначения любой болезни, включая такой тяжелой, как рак. Преподобный Серафим Саровский говорил – «Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи». Именно поэтому и онкологическое заболевание даётся человеку для осознания своих грехов и ошибок в жизни, которые и привели в конечном счёте к болезни. Всё имеет свою причину и следствие и такое заболевание как рак, также, и если есть путь к болезни, значит, должен быть и путь к исцелению от неё.
8. Как Вы относитесь к фактам чудодейственных исцелений от рака у той же Клавдии Устюжаниной, монахини Антонии и других?
Нормально. Эти случаи подпадают под категорию т.н. синдрома Перегрина или синдрома необъяснимого самоисцеления. Именно такой термин создан официальной медициной для обозначения явления необъяснимого чуда. На мой взгляд, это как раз те самые уникальные случаи, когда в дело вступает сам Святой Дух и Господь Бог. Но это крайне редкие случаи проявления высших духовных возможностей и к ним всё же следует относиться больше как к исключению из правила, но не как к правилу. В то же время в абсолютном большинстве всех тех случаев успешного лечения рака, которые мне известны, также имело место глубокое духовное преображение пациента по ходу лечения. Т.е. после лечения недуга человек становился внутренне уже другим, более осознанным и более духовным, познавшим, что называется, дыхание вечности и тяжелую руку собственной смерти.
9. Говоря о лечении рака, какие методы на ваш взгляд являются более эффективными официальные или альтернативные?
Это не совсем правильная, а точнее не совсем корректная постановка вопроса. Эффективность лечения рака системой конвенциальной онкологии составляет сегодня в мире в среднем (по всем видам рака) немногим более 52% (с учётом пятилетней выживаемости). По альтернативной сфере статистика, по понятным причинам отсутствует, но думаю во много раз меньше и дело тут не только в обилии шарлатанов. Дело в том, что солидные опухоли просто так никуда не исчезают и их нужно просто удалять, как и доброкачественные, причём, максимально раньше, а сделать это можно только в системе официальной медицины. Совершенно другой вопрос в дополняющих средствах по ходу основного лечения. Речь идёт об использовании комплементарной (дополняющей) медицины и по ходу лечения и на этапах реабилитации, адаптации и паллиативной помощи. Это уже вопрос другой. Здесь у конвенциальной онкологии огромный фронт работы, включая все материалы нашего сайта. Иными словами, я не сторонник разделения онкологии на официальную и альтернативную. И в той и в другой есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Я же сторонник современных интегрированных подходов, при которых официальные методы не отменяются, а дополняются комплементарными средствами, не противоречащими им. Говоря другими словами, я приверженец комплексного подхода к лечению, когда используются все возможные средства и лечится вся система под названием человек - и его Дух и его сознание и естественно тело, но не отдельные части. Кстати именно такой подход практикуют сегодня ведущие лечебные центры и клиники мира. С христианской точки зрения в системе дух-сознание-тело именно Дух и духовность являются самым главным и ключевым звеном, которое определяет работу других систем и я хочу это особо подчеркнуть.