Яцкевич К.В. 12 вопросов о раке или христианское понимание первопричин онкологических заболеваний и возможности их лечения // Психология.Пермь. – 2010. - №20. с 4-12
На вопросы психолога Виктории Михайловой отвечал руководитель портала www.rak.by Яцкевич Константин Владимирович.
1. Константин Владимирович, у нас сегодня с вами весьма не простой и очень интересный разговор на тему христианского понимания причин такого тяжелого недуга как рак. Позвольте начать с самого главного. Что на ваш взгляд, как специалиста в области ухода за тяжело и прежде всего онкобольными, может быть в основе возникновения такого заболевания, как рак с христианской точки зрения?
Я хочу сразу оговориться, поскольку это очень не простой и крайне деликатный вопрос, требующий ухода от любой категоричности и крайностей. Первое, что мне хочется сказать, так это то, что проблему рака просто невозможно полноценно рассматривать с точки зрения одной только научной парадигмы. Научная парадигма если можно так выразиться охватывает только самую верхушку этой проблемы или т.н. проявленную (т.е. уже материализованную) её сторону в виде уже развивающейся опухоли. Вместе с тем, у проблемы рака, по моему глубокому убеждению, существует и т.н. незримая и не проявленная (т.е. не материализованная сторона), которая касается состояния и качества человеческой души и которая связана с первопричинами этого недуга. Эта сторона не меньше по своей глубине и сложности, чем проявленная часть этой темы. Метафорически сама опухоль в моём понимании является только верхушкой «айсберга» данной проблемы, а его большая и невидимая часть, находящаяся «под водой» и представляет собой наибольший интерес, который и волнует больше всего науку с медициной. Я думаю, что этот интерес не может быть удовлетворён с помощью одной только научной парадигмы. Говоря о первопричинах рака в христианском понимании этой проблемы, я хочу сразу сделать оговорку для верующих людей о том, что моя точка зрения будет сочетать научные суждения с духовными, а потому мне придётся использовать сразу две различных парадигмы и два когнитивных подхода – естественнонаучный и духовный. Говоря о первопричинах рака, конечно же нельзя не коснуться темы человеческого грехопадения и вытекающей отсюда темы страстности человеческой природы, т.е. подверженности человека всевозможным страстям, прелестям и слабостям, которые в свою очередь, каким-то образом могут накапливаться в сознании и душе человека и в определённый критический момент прорываться наружу, т.е. проявляться или материализоваться в виде некой конкретной формы. Таким образом, опухолевый процесс, можно в какой-то мере рассматривать, как процесс искажения человеческой плоти или человеческой формы в результате неких очень глубоких процессов. Понятие формы (человеческой формы) в данном случае играет ключевую роль. Т.е. в результате неких процессов человек как бы теряет целостность своей человеческой формы. Эта целостность чем-то нарушается. Как и почему это происходит и является самой большой загадкой для науки и медицины. Святое писание говорит о том, что "Дух сам творит себе формы" и в то же время "Бог есть Дух". Именно поэтому вполне правомерно полагать, что целостность человека и его т.н. человеческой формы поддерживается Богом и Святым Духом. В этой связи раковая опухоль выглядит ни чем иным, как искаженной человеческой формой, которую не может творить Дух и которая по тем или иным причинам лишена присутствия Бога и Святого Духа. Таким образом в основе этого недуга с духовной точки зрения может быть искажение или разрыв связей с Богом, а проще говоря бездуховность. С точки зрения науки это также в сущности разрыв и искажение связей, но на уровне информационной структуры ДНК до которого добралась современная наука. Я не утверждаю, а говорю возможно, т.е. вероятно.
- т.е. первопричину рака вы видите в разрыве связи с Богом?
По большому счёту да, хотя здесь следует дать некоторое пояснение о характере этой связи. Дело в том, что говоря о разрыве связей с Богом, мы рассматриваем человека, как нечто целое, но это нечто целое имеет свою структуру и эта структура под названием человек подразделяется, грубо говоря, на две больших составляющих - на душу и тело. Так вот при разрыве связей с Богом подразумевается их разрыв прежде всего на уровне души человека и лишь затем этот разрыв проявляется и на уровне тела. Это очень важно для понимания. Т.е. душа выступает своего рода тонким промежуточным звеном, своего рода тонкой духовной материей, которая отделяет наше физическое тело от Бога. Природа этой материи нам не ведома, но то, что она есть, и что она свята, ни у одного верующего не вызывает сомнений. Теперь понятно, почему душа естественно ближе к Богу, чем наше физическое тело. И весь вопрос первопричин рака замыкается не на нашем физическом теле, а на душе и состоянии именно души в аспекте её связей с Богом. А что же такое душа и что представляет собой её материя? Вопрос вопросов. Как известно, Бог есть Дух, следовательно, душа не есть Дух в чистом виде. Значит, душа всё же более материальна по сравнению с Духом и вот эта тонкая материя (эфирная) как раз потому и священна, что жива за счёт связи с Духом, т.е. с Богом. Вот в чём состоит наша духовность - в наполненности нашей души светом и в чистоте её связи с Богом. Соответственно, наша материальность - в отрицании наличия тонкой материи души и её связи с Богом. Вот то противоречие, которое затрудняет понимание первопричин рака. Вопрос соотношения в человеке духовного и материального очень не простой и он давно мучит лучшие умы всего человечества. Декарт провёл в этом аспекте очень жесткое разделение души и тела, показав их полную не связанность друг с другом, как совершенно разных по своей природе (её тонкости) субстанций. А вот Игнатий Брянчанинов, как раз наоборот, показывает, что между душой и телом человека есть связь, но не прямая, а совершенно особая, опосредованная, отделяющая человека от Бога и Его благодати и именно через разрыв этой связи на уровне души и происходит отрыв человека от Бога. Таким образом все тяжелые болезни и смерть человека происходит в первую очередь не на уровне тела, а на уровне его души. Вот что пишет Игнатий Брянчанинов в своём труде Слово о смерти - "Иоанн Богослов сказал "есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом." То же самое говорит и Святой Григорий епископ Фессалоникийский: "Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть." В этих отрывках четко указано на то, что душа человека есть его высшая материя, которая непосредственно контактирует с Богом. В этой связи становится понятно, что первопричины рака нужно искать не в теле человека, а в его душе и её пороках. Именно с разрушения души начинается такое заболевание, как рак и лишь позднее оно проявляется и материализуется в теле человека. Таким образом первопричинами рака в христианском понимании этой проблемы можно в значительной мере считать все те душевные пороки и грехи, которые накапливаясь разрушают душу человека, её тонкую материю и, тем самым, лишают человека его связи с Богом.
2. Говоря о разрыве связей с Богом, правомерно ли считать раковое заболевание наказанием человека за его грехи?
Ни в коей мере. Это очень неверное понимание сущности Бога и сущности греха. Бог есть Любовь и только любовь, причём, такая высокая, милосердная и долготерпеливая, которую невозможно постичь умом человека. Именно поэтому Бог - это не институт наказания. Наказывает же себя сам человек, благодаря отсутствию у него нравственного закона и наличию полной свободы воли и выбора в жизни. Бог же только любяще предупреждает человека и постоянно напоминает ему о том, что есть пути скорби и страдания, связанные с несоблюдением высших законов, а есть путь радости и любви, связанный с выполнением воли Господа. Но выбор для себя в итоге делает сам человек, а не Бог. В этом и заключён сам принцип человеческой свободы. Аналогичная ситуация и с понятием греха. Разве Бог заставляет человека курить всю свою жизнь по пачке сигарет в день? Разве Бог вынуждает человека каждый день переедать, иметь пристрастия и вредные привычки? Разве Бог призывает человека вести аморальный образ жизни, иметь беспорядочные половые связи и стимулировать свой безграничный личный эгоизм? Всё это делает человеческое невежество, человеческое пристрастие и человеческие слабости. Бог же только учит человека тому, как избежать страдания и почему нужно следовать в жизни нравственному закону, заповедям Святого Писания и Святых Отцов. Именно поэтому не Бог, а сам человек наказывает себя таким заболеванием как рак, за своё собственное невежество, за свою собственную бездуховность и игнорирование божьих заповедей. Говоря о таком недуге, как рак, я бы сказал ещё, что по мнению некоторых священников, это особое заболевание, которое накладывает символическую печать смертного греха не только на самого больного, но и на весь его род и потому заставляет не только самого больного, но и весь его род серьёзно задуматься над проблемой духовного спасения. В этой связи такое заболевание как рак, можно считать совершенно особым знаком божьего внимания для начала серьёзной работы над собой и эта работа предполагает как лечение тела, так и лечение души. Причём, лечение души имеет первостепенное значение.
3. Есть ли основания прямо говорить о том, что в основе ракового заболевания может лежать человеческая бездуховность?
Да, на мой взгляд, такие основания есть. И хотя наука уже доказала, что раковые заболевания вызываются целым рядом различных факторов, в тоже время все эти факторы на разных людей оказывают разное влияние. Вы спросите в чём тут дело? Почему разное влияние и от чего это зависит? Я вам отвечу. Это влияние определяет именно духовность и духовное состояние человека. Вот вам простой пример: духовный человек никогда не позволит себе окружить себя грехом до такой степени, чтобы утонуть в собственной греховности, поскольку у него всегда есть подсказки и напоминания для любой сложной жизненной ситуации. Более того, у духовного человека в любой сложной жизненной ситуации всегда есть незримые помощники - это и ангелы хранители и святые покровители и Сам Господь Бог, с которым у духовного человека всегда есть связь. В то же время бездуховный человек лишен такой помощи, поддержки и защиты, поскольку у него нет такой духовной связи. У него среди помощников есть только его лукавый ум, который не всегда может его спасти в море соблазнов и слабостей. Именно поэтому бездуховный человек всегда менее защищён, чем духовный перед всеми отрицательными факторами внешней среды. Вот в чём сила духовности - т.е. в связи человека с духовным миром. Говоря о духовности, следует ещё сказать что духовность - это ни что иное, как богоподобие или степень приближения человека к Богу, как к совершенству. Соответственно, бездуховность - это отход от совершенства и, соответственно, от Бога и Святого Духа. Духовность всегда отличает особое качество - качество безусловной и жертвенной любви. Иными словами всё духовное отличает любовь и готовность к жертве и самопожертвованию во имя общего и высшего (Бога). Но что любопытно, опухоль ведёт себя в организме человека как типичный паразит и эгоист, который не только не готов чем-то жертвовать, но наоброт, существует исключительно за счёт организма. Таким образом опухоль, как человеческую плоть, можно в какой-то мере рассматривать, как проявленную и материализованную бездуховность.
4. Как Вы сами говорили, сегодня уже общеизвестно, что какой-то одной причины, вызывающей раковое заболевание, нет. Этих причин или факторов современной науке известно множество, среди которых и химические и физические и биологические и травмы и нарушение функций различных ситем (имунной, эндокринной и др). Как эти причины соотносятся с принципом духовности и бездуховности?
Хороший вопрос. Соотношение в действительности очень непростое. Дело в том, что духовность – это конечно же не панацея от всех болезней и проблем в жизни человека, как своего рода спасительный плащ – накидка. В то же время духовность, как я уже говорил, даёт человеку реальную силу и свет знания для того, чтобы человек мог воспользоваться этим символичным светом духовного знания практически, как фонариком для движения в темноте. Но как вы понимаете, человек человеку рознь и как каждый человек сможет воспользоваться этим фонариком, например, на извилистой лесной дороге – это уже его личное дело. Но суть вопроса именно в этом. Т.е. духовное знание не гарантирует защиты от того же рака, а только предупреждает, страхует и защищает человека от многочисленных соблазнов и ошибок в жизни и наоборот, бездуховность способствует и стимулирует ошибки. Так, например, духовный человек по совершенно естественным причинам будет избегать случайных половых связей, вредных привычек, злоупотреблений, пристрастий, как и любых эмоциональных потрясений и кризисов, поскольку это естественно вытекает из его духовного отношения к себе и к жизни. И именно это духовное отношение к себе и к жизни для него будет являться своего рода защитой, тогда как бездуховный человек - человек, лишенный духовного знания и поддержки, перед всеми этими негативными факторами окажется беззащитным, а значит, риск заболеть раком у него будет гораздо выше. Кстати, сегодня науке уже известно, что все названные Вами факторы канцерогенеза действуют не отдельно друг от друга, а накопительно. Т.е. все они комплексно оказывают своё негативное воздействие на генетический аппарат. Именно по этой причине не всегда принципиально важно, какой именно из факторов становится последней каплей терпения организма - или травма или заболевание или депрессия или что-то ещё. Но из практики совершенно точно известно то, что высоко духовные люди во много раз реже болеют раковыми заболеваниями, чем бездуховные и, как я уже говорил, прежде всего, благодаря духовному знанию и правильному отношению к различным негативным явлениям жизни.