Кузнецов Ю.В. Эликсир настоящей молодости. О ментальном омоложении – возможно ли оно и в чем его суть? // Психология.Пермь. – 2010. - №19. с 70-71
Современная индустрия молодости предлагает широкий спектр достижения внешнего омолаживающего эффекта: специальная гимнастика, различные инъекции мезотерапии, геля и Ботокса, пересадка стволовых клеток, фототерапия, косметическая и пластическая хирургия – лифтинг, блефаропластика, «золотые нити», липофилинг и прочее. Однако не следует забывать, что, прибегая к этим методам, мы не возвращаем молодость, а лишь создаем ее имитацию, видимость, имидж молодых. Имидж – это не то, что думают о нас другие, а то, что мы думаем, как должны думать о нас другие. На самом деле окружающие в основном прекрасно видят следы искусственного вмешательства в естественную внешность человека и никакие подтяжки не введут никого в заблуждение.
Да, цель такого омолаживания – обман, точнее – самообман. И как всегда в таких случаях, побеждает, пусть неприятная, но правда, т. е. возраст и старение рано или поздно своё возьмут. Так неужели нет подходов, которые стремились бы вернуть молодость как таковую?
Прежде всего, следует разобраться, в чем суть молодости, чем именно она отличается от старости? Это качественное отличие знал еще Лао-Цзы, оно же было замечательно сформулировано в к/ф «Сталкер» А.Тарковского:
«…а главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек родится – он слаб и гибок, когда умирает – он крепок и черств. Когда дерево растет – оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко – оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому: что отвердело – то не победит…»
Итак, о какой гибкости, присущей молодости, идет речь? Физическая гибкость – она верна лишь для растений, а применительно к человеку годится разве что как образ. Тут всё дело в другой гибкости – мыслительной, идейной, а не материальной.
Что такое гибкое, т.е. молодое мышление? Разве разговор идет о чем-то плутовском, приспосабливающемся, беспринципном, хамелеонском – гибкости, которую мы можем встретить и у стариков? Конечно же, нет! Речь идет о гибкости более высшего порядка, где приспособленческое мышление тоже признак косности субъекта, залипшего в относительности-релятивизме (противоположная, недоступная для него тенденция – детерминизм). Человек, приобретая жизненный опыт, постепенно коснеет в каких-то тенденциях, которые помогают ему адаптироваться в привычной среде, но они же становятся разрушительной тенденциозностью в постоянно возникающих новых условиях, и чем дальше – тем больше. В глобальном смысле, старение и смерть, уничтожая закосневших и тенденциозных, расчищает дорогу молодым, гибким, способным развивать культуру по дороге эволюции. Молодость – это свобода от залипших, статичных, отвердевших «измов». Если эту свободу вернуть, то старение и смерть потеряют всякий эволюционный смысл, а бессмысленное существовать в природе не может, значит, старение будет излечено. Природе нет смысла уничтожать того, кто не тормозит, а в ногу со временем развивает культуру, систему ценностей, постоянно обновляется.
«Измами» сегодня занимается идеоанализ – метод избавления человека от разрушительной тенденциозности и перевода его мышления в подвижную, динамическую, гибкую, конструктивную адекватность, что, в общем-то, для омоложения и требуется.
Идеоанализ «просвечивает» человека по группе тенденций («измов»), целой их системе, обрисованной в т. н. «теории тенденций» – теоретической основе идеоанализа. Человек во время идеокоррекции избавляется от залипания в упоминаемом релятивизме и противоположном детерминизме, материализме и противоположном идеализме, объективизме и субъективизме, негативизме и позитивизме, и пр.
Конечно, на сегодняшний день идеоанализ не преследует цели омоложения. Он просто избавляет человека от разрушительности, проявлением которой в основном, конечно же, являются болезни. Ментальная деструктивность («измы») являются «файлом подкачки», главным провокатором проблем и болезней. Уничтожая это идейное ядро заболевания, мы создаем фундамент здоровья и болезнь так или иначе уходит. Эти методики использовались и раньше, например, при лечении т.н. психосоматических заболеваний, и не было ничего мистического или ненаучного в том, что, скажем, язва желудка иногда излечивалась безмедикаментозно и безоперационно, чистой аналитикой. Идеоанализ просто это дело систематизировал и тем самым усилил, оптимизировал подход.
Но позвольте! А старость-то – это и есть болезнь, которую, как утверждали еще Аристотель и основатель геронтологии И.Мечников, необходимо лечить, как и всякую другую патологию! Получается, мы имеем право ожидать от применения идеоанализа, кроме сиюминутных мишеней в виде проблем и болезней, отложенного омолаживающего эффекта. Отличие такого эффекта в сравнении с кратковременном косметическим омолаживанием – в его стойкости. Человек, прошедший идеокоррекцию, не уничтожает полностью все «измы» на какое-то время, а вступает на путь последовательного избавления от них в течение всей последующей жизни, а, следовательно, здесь нужно говорить о постоянном настойчивом омолаживающем процессе.
Еще рано говорить о предложенной концепции омолаживания, как проверенной временем и экспериментом. Идеоанализ был сформулирован в основных своих положениях всего несколько лет назад. Но уже сейчас некоторые наблюдения за женщинами, прошедшими идеокоррекцию, позволяют с уверенностью констатировать у них явные признаки постоянного устойчивого изменения внешности в сторону привлекательности, отмечаемой как субъективно ими самими, так и окружением. Визуальный разрыв между календарным и наблюдаемым возрастом со временем после идеокоррекции только увеличивается…
Данный материал не преследует цели довести какие-то завершенные результаты. До них еще предстоят многолетние наблюдения и экспериментирование, необходимо еще ответить на массу вопросов. Сейчас речь идет лишь о создании нового дискурса, перехода от «алхимии» с поисками «средства Макропулоса» к системной научной ювенологии.
Следует отметить, что предложенный подход, вроде бы отвергая косметическое, тем не менее, не противоречит омолаживанию физическому, биологическому, как таковому. Вот только действительное радикальное омолаживание видится несколько в другой плоскости, нежели это сейчас практикуется. Например, в недалеком будущем, возможно, будут изучены и обращены на пользу свойства… раковых клеток, которые характерны тем, что не стареют. Надежду дает то обстоятельство, что природа это свойство давно утилизовала. В Северной Африке живет вид грызунов – «голые землекопы», клетки организма которых приобрели некоторые свойства раковых (например, отчужденность клеток). Сработав на опережение – как бы «привив» рак, голые землекопы тем самым приобрели не только иммунитет к раковым опухолям, но и получили «бонус» в виде увеличения продолжительности жизни в 10 раз по-сравнению с другими похожими грызунами, и живут они 30 лет!
Эпидемия увлеченности различными косметическими методами омолаживания говорит о том, что в обществе созрел запрос на молодость, и дело времени, чтобы мы от косметики и внешности перешли к действительному сущностному омоложению души и тела, а в конечном итоге – радикальному продлению жизни человека. Все предпосылки для этого есть…
Идеоаналитик, психолог
Ю.В. Кузнецов
www. ideo.ru
777@ideo.ru