Калинина К.В. Женская реальность: свобода выбора или безопасность рабства // Психология.Пермь. – 2010. - №19. с 22-38
Наверное, ни одно социальное потрясение нашей эпохи не было настолько глубоким, настолько стремительным и настолько многообещающим, как женская эмансипация. За несколько десятилетий женщины завоевали целый ряд ранее не признаваемых за ними прав. Нельзя не задуматься о новом месте женщин и об их взаимоотношениях с мужчинами, когда положение женщин изменилось за последние полвека больше, чем за предшествующие тысячелетия.
Хотя размежевание между полами стало менее выраженным, в социальном плане оно остается вполне реальным и ощутимым. Трудно признать удовлетворительными теории, которые объясняют обусловленные полом социальные различия как простые исторические пережитки, обреченные на отмирание. Возникает вопрос: как и почему воспроизводятся половые различия в культуре демократических обществ, основанных на идеалах равенства и свободы личности и возводящих в культ - как для мужчин, так и для женщин - свободу распоряжаться собой? Насколько, в действительности, человечество продвинулись к истинному равенству полов? Почему мужчины, прежде всего, оцениваются по интеллектуальным и духовным критериям, а женщины исключительно по биологическим?
В 1971 году в США была опубликована книга Кейт Миллет «Борьба полов» (Kate Millett. “Sexual Politics”), которая стала первым систематизированным исследованием понятия патриархата. Миллет проследила эволюцию значения термина “патриархат” от обозначения главы племени - патриарха до господствующего положения мужчины в семье, а также во всей социально-политической структуре общества. Сегодня этот термин используется как символ общественной системы, основанной на господстве мужчин и подчиненном положении женщин, власти мужчины над женщиной. По мнению Миллет, взаимоотношения полов в любом обществе основаны на власти, а потому носят политический характер. Эта власть принимает форму мужского господства над женщиной во всех сферах жизни. Господство одного пола над другим настолько полно, настолько всеобъемлюще, что представляется естественным, перестает замечаться. Патриархальная власть мужчин над женщинами составляет основу функционирования всех обществ, выходит за рамки формальных институтов власти, не признает классовых и расовых различий. Патриархат поддерживается процессом формирования личности, который начинается с социализации ребенка в семье и затем закрепляется образованием, литературой, религией и философией. Представления и ценности патриархата передаются по наследству как недуг предубеждения и отрицания. Патриархат опирается на мертвые догмы, утверждающие социальное рабство женщин, когда уделом «женщины остается только рожать детей, ухаживать за ними и ублажать мужчину». С самого раннего детства эта болезнь, словно раковая опухоль, въедается в мышление как мужчин, так и женщин.
Начало процесса формирования системы патриархата лежит во втором тысячелетии до нашей эры, а процесс узаконивания системы патриархата завершился к 500-600 годам до н.э. Таким образом, процесс изменений в обществе, приведший к приобретению мужчинами прав на женщин, занял 1500 лет. Понятно, что фундаментальное разделение человеческой расы на мужчин и женщин возникло в самом начале истории как таковой. Притеснение и угнетение женщин, пренебрежительное к ним отношение имели место во всех культурах и на всех уровнях общества. Было ли подчинение женщин и развитие патриархата явлением, порожденным человеком или имеющим биологическую основу, а значит естественным и неизбежным? Действительно ли патриархат, как испокон века учили семья и школа, естественное, почти богом предопределенное состояние, или же он был человеческим изобретением, пришедшим в современный мир из специфического исторического периода?
Доктор исторических наук Герда Лернер в своей книге «Женщины и История» исследует исторические первопричины и этапы создания системы патриархата. Внимательное изучение истории позволяет сделать вывод, что в патриархате нет ничего естественного. Патриархат представляет собой историческое формирование. Его создали люди, мужчины вместе с женщинами, на вполне конкретном этапе исторического развития человеческой расы, а именно в Бронзовом Веке. Это была система, приспособленная для нужд общества, раздираемого постоянными войнами и разрушениями, в котором стабильность была самой желанной целью. С приходом Бронзового Века невероятно увеличился размах войн, т.к. бронзовое оружие давало огромные преимущества для быстрого завоевания других народов. Одновременно появление плуга в земледелии резко повысило количество производимой сельскохозяйственной продукции. Ее избыток позволял содержать рабов. Первыми рабами во всех цивилизациях были женщины и дети покоренных племен, не представлявшие физической угрозы для своих поработителей. Женщинам, которые хотели защитить себя и своих детей, приходилось соединяться с мужчинами, которые могли обеспечить защиту. Это и стало фундаментом патриархата. Женщины жертвовали своей сексуальной свободой и возможностью выбирать партнеров в обмен на безопасность. Такое решение было взаимовыгодным. Далеко не все мужчины обращались с женщинами как жестокие звери, и не все женщины были беспомощными жертвами мужской тирании. Однако в социальных иерархиях, приводимых в движение тестостероном, женщины не имели никаких прав.
Если на первых этапах патриархата для подчинения женщин было достаточно превосходства мужчин в грубой физической силе, то с развитием общества и человеческого интеллекта потребовались более утонченные способы утверждения мужского господства. Начав с регулирования биологических сторон жизни, в первую очередь сексуального поведения, патриархат перешел к изменению отношений с богами. Этот переход имел огромное значение в установлении патриархата как единственной правящей системы. Во всех древних культурах единый бог пришел на смену пантеону богов и богинь примерно в одно и то же время. Это случилось в исламе, это случилось в древне-индийской традиции и т.д. По мере того, как общество изменялось, становясь патриархальным, религия выводила на место единого центрального бога сильную мужскую фигуру. Богини, олицетворявшие женское начало, и жрицы, им служившие, быстро теряли свое влияние.
Западная цивилизация, основанная на христианской традиции и системе идей греческой науки и философии, принимает подчинение женщин как нечто, само собой разумеющееся, потому что к моменту ее появления подчинение женщин было уже завершено. Самая опустошающая идея патриархальной культуры – неспособность женщин напрямую общаться с Богом.
Изначально послание Христа состояло в том, что все люди равны в Боге, что каждый человек может обрести свободу через прямые взаимоотношения с Богом. Это послание придало силы и смелость множеству женщин, которые активно включились в религиозную и социальную жизнь. Новые заповеди христианства порочили и унижали женщин, чьи сердца пламенели страстной любовью к Богу. Отказываясь повиноваться церковным авторитетам, многие женщины обращались к гностическим культам, дававшим им духовную и социальную свободу проповедовать, пророчествовать и искать Бога в своих сердцах. Постепенно свобода, которую женщины нашли на ранних этапах религиозной жизни, была раздавлена церковью, которой руководили мужчины, не подпускавшие женщин к какой-либо власти и влиянию.
Бог не говорит с женщинами, а женщины не могут говорить с Богом, т.е. женщины могут прикоснуться к Богу только через посредство мужчин. В течение двух тысяч лет христианской эры эта установка принималась как команда Бога, и была включена во все общественные институты. Семья, школа, рабочие и политические организации, церковь – все проповедовали одну и ту же “истину”. А истина эта сводилась к тому, что в интеллектуальном и духовном плане женщины являются низшими существами, и, следовательно, они полностью зависят от мужчин и должны им подчиняться. На протяжении многих столетий Библия была единственной книгой, которую позволено было читать женщинам, поскольку она четко определяла их подчиненное положение в узком кругу домашнего хозяйства. Систематические ограничения в правах на образование на протяжении всего христианского периода нанесли женщинам непоправимый вред.
Женщины не однажды спрашивали себя: «Как случилось, что на протяжении столь длительного времени мы даже не осознавали, что находимся в подчиненном положении?» Все прочие зависимые и угнетаемые исторические группы – крестьяне, рабы, жители колоний, этнические меньшинства и др. – быстро начинали понимать свое бедственное положение и вырабатывать теории своего освобождения и защиты своих человеческих прав. С женщинами этого не случилось. Причиной стал образовательный ценз, который лишал женщин возможности разобраться в ситуации, в которую их поставило общество, и передавать свою историю из поколения в поколение. История женщин была утеряна. Женщины едва упоминались в учебниках истории.
Идеи о том, чего можно достичь в будущем, формируются на основании знаний о том, что было возможно в прошлом. Если женщины были лишены своего прошлого, им невероятно трудно было представить свое будущее. Они способны были нарисовать в своем воображении только будущее тех, кто творил историю, т.е. мужчин. Женщин никто не учил, что другие женщины до них внесли огромный вклад в создание человеческого общества и в формирование интеллектуального богатства западной цивилизации. В результате, они не могли думать о себе иначе как о существах, принадлежащих к низшей группе. Без своей истории они вынуждены были действовать на ощупь, с завязанными глазами, без какой либо опоры. Именно поэтому для рождения феминизма понадобились тысячелетия. Организованное феминистское движение началось лишь в середине XIX века, а к концу XIX века закрепилось во всех странах Западной Европы и в США.
Женщин умышленно держали в невежестве, не давая им двигаться вперед в своем интеллектуальном развитии. Хорошо известен общепринятый комплимент самым блестящим женщинам: «Вы думаете как мужчина». Всегда считалось, что женщина может быть умной только, если она мыслит как мужчина. Так отрицались уникальные творческие способности, обусловленные женским началом. Кто слышал когда-нибудь о женщине-философе? Никто. Когда речь заходит о философии, женское мышление сбрасывается со счетов как интуиция. Тем не менее, в каждую эпоху рождались женщины, которые шли своим путем, интерпретировали Библию, создавали выдающиеся произведения и системы идей. Они полагались исключительно на свои таланты, верили в то, что надо прислушиваться к своему внутреннему голосу и использовать свои способности вместо того, чтобы подчиняться патриархальным установкам типа “женщина не может быть поэтом потому, что она женщина”...
К.В. Калинина
kalininakat29@rambler.ru